05.10.2019_Toha_

Каяк Shrike 17 (5.3 м). Фанерный каяк своими руками.

едставляю вашему вниманию каяк Shrike. Длина 5,3 м, вес: 21 кг.

Первый мой каяк: Shearwater 14 почти всем устраивал, но часто приходится ходить против течения. Скорость Енисея в наших местах достигает 8 км/ч и естественно хочется, чтобы лодка была как можно быстрее.

При поиске чертежей 17-ти футовой модели, в сети я встретил организацию CNC Kayaks которая для популяризации морского каякинга, бесплатно предоставляет все данные по своему проекту Shrike (Сорокопут). Чертежи в векторном формате с возможностью выбирать форму под свои потребности. Подробная, переведённая на русский язык инструкция. Большое спасибо авторам!

Строительство нового каяка началось под девизом "на пределах". Предельная длина! Минимальный вес! Предельно короткое время изготовления! Минимальная цена! Изначально я планировал сделать каяк быстро, дешево, покрасить в один цвет. Но когда лодка была почти готова моё стремление к прекрасному взяло верх! Поменял концепцию внешнего вида в ущерб рекордам времени и затрат. Дополнительно потратив чуть больше 2500 рублей и 4,5 часа рабочего времени.

Результат

1. Длина — 5,3 м это придел, не только из-за проекта. Размеры чертежа можно увеличить. Но это предел для моей мастерской (от ворот до стены 5,35 м).

2. Вес — 21 кг. Для снижения массы я использовал самую тонкую, из доступных, фанеру — 3 мм. Стеклоткань плотностью 160 г/м. Не покрывал палубу стеклотканью. Получившийся у меня вес, я считаю отличным. Хотя авторы проекта заявляют, что их каяк весит 14,5 кг. У меня вопрос — Как?!!

3. Время — на изготовление ушло 81,5 часов. Сэкономить время мне помог прошлый опыт: см. Каяк своими руками. Подробный отчет. Shearwater. Я действовал по своим же рекомендациям, но конечно с учетом новой конструкции. Были несколько непредвиденных ошибок на исправление которых потрачено около 4-х часов. И если бы я красил лодку кистью, краской одного цвета, ещё сэкономил бы 4,5 часа.

4. Деньги — 14,2 тысячи. Основные затраты: эпоксидка 2250 р. (5 л), фанера 1600 р. (ФК, 4 листа), стеклоткань 1500 р. (160 г/м2, 10 м), краска и лак. Как говорил ранее — «в ущерб рекордам времени и затрат» я решил не экономить на финише. На покраску потрачено 2500 и на лак 1700 рублей.

Коротко о процессе

Процесс изготовления я достаточно подробно описывал в прошлый раз и к проекту прилагается понятная инструкция. Поэтому коротко отмечу некоторые моменты, которые отличаются от инструкций.

- использовал фанеру 3 мм. Листы такой толщины нашел только ФК в формате 1,5*1,5 м. Она дешевле, но пришлось много стыковать.

- контуры-выкройки распечатал в реальном размере на 26-ти листах А4. Склеил листы в одну линию. Прикладывая к фанере, размечал точки шилом с шагом 5 — 10 см, далее соединял отметки по линейке. Вырезал лобзиком по линии, без отступа. Почти без последующей шлифовки, с погрешностями до мм, грубо, но быстро!

О печати на принтере поясню более подробно.
Чтобы сократить число печатаемых листов и в последствии склеить их без искажений, я адаптировал чертежи. Ниже приведен фрагмент чертежа.

1. Проверил чтобы высота контуров всех деталей была меньше 290 мм (чтобы помещались на А4 в один ряд). Для симметричных деталей достаточно одной половины.
2. Все контуры наложил друг на друга. Так что размер чертежа обусловлен самой большой деталью.
3. Нанес, тонкие диагональные и горизонтальные линии которые позволяют позиционировать листы А4 при склеивании. Так же горизонтальные линии позволили выровнять чертеж на фанере (по крайним точкам натянул леску и по ней выровнял середину).

Склеивать листы тоже не проблема: При печати, на листах есть непечатные поля. На каждом листе, канцелярским ножом подрезается поле справа, на следующем листе на левой стороне наносится клей карандаш. Листы позиционируются ориентируясь на все контуры и линии проходящие в этом стыке. Выровняв листы нужно проклеить стык тонким скотчем.

- сшивал медью, так чтобы не делать временные склейки, а проволоку оставить в швах.

- не использовал внешние формы (приведенные в проекте). Действовал как с предыдущим каяком: сшил дно с бортами, установил шпангоуты, проверил корпус на скручивание двумя уровнями.

- не использовал внутренние, временные формы (приведенные в проекте). Так как внутренние швы корпуса проклеивал за один раз, временные формы помешали бы. На их месте установил рейки распорки.

- использовал стрингеры сечением 15х20 мм. Для временной фиксации использовал саморезы 3х20 и шайбы М4.

- комингс делал как у предыдущего каяка, но из фанеры 10 мм. С трудом, и не с первого раза получилось повторить крутые изгибы перехода от задней части корпуса к передней. Такой обрамление кокпита добавило немного веса, но на мой взгляд оно проще и быстрее в изготовлении. По сравнению с обрамлением из маленьких кусочков фанеры.

- не делал скег (может зря, но…)

В остальном, всё по инструкциям.

Больше фото на https://vk.com/luas82

Видео


 

Комментарии (7)

Stalker13:55 16.12.2019# 
Красивый каяк получился! Я тоже поглядываю на эту модель. Как она в ходкости? Существенно отличается от предыдущей постройки?
Мне они, к стати, чертежи так и не прислали(( Кинули ссылку на скачивание, которая пробросила на их сайт в галерею.
_Toha_19:37 28.01.2020# 
Для скачивания чертежей, на сайте разработчиков выберете Shrike/designs/форму кокпита (в форме замочной скважины или океанский. Внизу страницы ссылки на чертежи и на инструкции. Я заполнил форму и автоматически, на почту пришло всё необходимое.

А лучше напишите мне в ВК https://vk.com/luas82

Сейчас в основном выхожу на Шрайке. В первую очередь из-за веса. Мне нравится, что его легко можно донести до машины и закинуть на крышу, даже если сильно устал. Кажется что шрайк менее остойчив. Возможно скег немного добавил бы уверенности, жалею что не сделал его. Сейчас пока вода ледяная, для спокойствия, в трюмы кладу балласт, по 7-8 кг. Скорость я не замерял, но по ощущениям на шрайке немного быстрее.
Stalker14:01 16.12.2019# 
А можно поподробнее про спинку? Ломаю голову над формой спинки, что бы удобной была. Первая идея была сделать широкую, но приложив фанерку к спине понял, что верхняя и нижняя часть будут неприятно давить на спину. Вторая идея - сделать узкую, с пенополиэтиленовым наполнителем и обтянутую кожзамом.
_Toha_19:51 28.01.2020# 
Сиденье и спинка у меня получились только с третьего раза. В первом варианте, сделанном наспех, нога затекала уже через 30 минут. Спинка не позволяла откинуться и отдохнуть. В итоге: сделал новое из того же пенополистерола, просто подольше повозился. Спинку нужно делать именно широкую. Я сделал из фанеры 4 мм, высотой 15 см и длина сантиметров 35 - 40 нужно уточнить. Главное, спинка весит на растяжках, не касается комингса и облегает большую площадь спины.
Yurik21:28 18.04.2020# 
Доброго дня! Вы какой вариант Шрайка делали по высоте борта?
Nick Crowhurst16:20 22.06.2020# 
I am very pleased that you have built such an elegant Shrike. I am the designer of the Shrike. All our Shrikes weigh about 14.5 kg . We use 3 mm plywood, weighing 4 kg each sheet, so the total weight of the plywood is less than 12 kg. The remainder of the weight is epoxy. We buy our plywood here:
https://www.robbins.co.uk/products-prices/marine/marine-plywood-panels/

Мне очень приятно, что вы построили такой элегантный Шрайк. Я дизайнер Шрайка. Все наши Shrikes весят около 14,5 кг. Мы используем фанеру 3 мм, весом 4 кг на каждый лист, поэтому общий вес фанеры составляет менее 12 кг. Остальная часть веса эпоксидная. Мы покупаем нашу фанеру здесь:
https://www.robbins.co.uk/products-prices/marine/marine-plywood-panels/

Mne ochen' priyatno, chto vy postroili takoy elegantnyy Shrayk. YA dizayner Shrayka. Vse nashi Shrikes vesyat okolo 14,5 kg. My ispol'zuyem faneru 3 mm, vesom 4 kg na kazhdyy list, poetomu obshchiy ves fanery sostavlyayet meneye 12 kg. Ostal'naya chast' vesa epoksidnaya. My pokupayem nashu faneru zdes':
https://www.robbins.co.uk/products-prices/marine/marine-plywood-panels/
PARA CENTER14:01 03.10.2021# 
Мне кажется, что если нужен максимально быстрый каяк в минимальных габаритах, то это что-то вроде Frey, Пантера и подобные - с вертикальными (или близкими к вертикали) штевнями.
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Германия Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.