Напомните мне пароль
19.08.2015dokluch

Терский берег Белого моря. Сосновка – Умба, 330 км на байдарке


Всем привет. Решил выложить свой первый отчет сюда. Информация точно окажется полезной, так как Терский берег описан, как мне показалось, недостаточно полно.
Прошлогодний поход подарил нам незабываемые впечатления, и в 2015 году мы решили вновь пойти по Белому морю, но уже по другому берегу.
Нам пришлось делать непростой выбор из нескольких вариантов, включавших поход по Байкалу, до или от Архангельска и, пожалуй, самый безумный – вдоль побережья Баренцева моря от Териберки. Последний мы отмели почти сразу ввиду его практической неосуществимости при нашем текущем уровне подготовки и оснащенности, да и пограничные зоны и 50 километров заповедника добавляли сложности и без того непростому скалистому берегу, где просто так не пристать, да и с моря идет очень мощная волна. Вообще не представляю как там пристать и выйти, если задует сильно.
Архангельск показался нам недостаточно интересным, и мы заменили его на Терский берег. Даша нашла вариант заброски в село Сосновка вертолетом из Ловозера, и мы стали прорабатывать именно этот маршрут, хотя признаюсь, что выбор не в пользу Байкала дался нам тяжело: уж больно хочется побывать там.

И вот снова, как и в прошлом году, я засел за лоции, карты, немногочисленные и скупые отчеты. По большому счету, о Терском береге с точки зрения каяка известно немногое, ходили его редко, больше на катамаранах, но и от тех осталось немного информации. Часть нашего маршрута, до Чаваньги, прошли Северные просторы, и по их описаниям я смог отметить одно место, где мы могли бы остановиться и одно, где точно не стоит этого делать. Внимательное изучение фотографий на Google Earth показало места, используемые туристами и рыбаками для стоянок, и все они были перенесены на единственную найденную в Москве карту Мурманской области масштабом 5км. В целом удобно иметь пятикилометровку с отметками основных опорных точек и расстояниями. Расстояния в этот раз я промерял тщательнее, и линейкой на картах и курвиметром, закладывал сверху 10% и как показал результат, погрешность была минимальна.
Загрузка...
 
И вот снова, как и в прошлом году, я засел за лоции, карты, немногочисленные и скупые отчеты. По большому счету, о Терском береге с точки зрения каяка известно немногое, ходили его редко, больше на катамаранах, но и от тех осталось немного информации. Часть нашего маршрута, до Чаваньги, прошли Северные просторы, и по их описаниям я смог отметить одно место, где мы могли бы остановиться и одно, где точно не стоит этого делать.
Внимательное изучение фотографий на Google Earth показало места, используемые туристами и рыбаками для стоянок, и все они были перенесены на единственную найденную в Москве карту Мурманской области масштабом 5км. В целом удобно иметь пятикилометровку с отметками основных опорных точек и расстояниями. Расстояния в этот раз я промерял тщательнее, и линейкой на картах и курвиметром, закладывал сверху 10% и как показал результат, погрешность была минимальна.
Снаряжение Если говорить о снаряжении, то оно не претерпело особых изменений. В том, что касается байдарки, добавился лишь парус и стальные тросики, обкатанные на Финском заливе. Из одежды я купил новую куртку в обмен старой, не слишком удобной, а также новые перчатки. Ввиду прогнозов на +5 градусов также купили мембранные варежки, надевающиеся на весло. Оказались совершенно бесполезными. Небольшие изменения претерпел бивак. Наш старый Jetboil Flash мы заменили на Jetboil MiniMo, в основном из-за тонкой регулировки подачи газа. Это оказалось очень удобно и полезно, наконец-то Jetboil избавился от своих “детских болезней” и стал системой для приготовления еды, а не просто кипятильником. Самым дорогим, и вместе с тем, полезным приобретением стала палатка Hilleberg Nallo 2GT.
Загрузка...
 

Снаряжение


Если говорить о снаряжении, то оно не претерпело особых изменений. В том, что касается байдарки, добавился лишь парус и стальные тросики, обкатанные на Финском заливе. Из одежды я купил новую куртку в обмен старой, не слишком удобной, а также новые перчатки. Ввиду прогнозов на +5 градусов также купили мембранные варежки, надевающиеся на весло. Оказались совершенно бесполезными.
Небольшие изменения претерпел бивак. Наш старый Jetboil Flash мы заменили на Jetboil MiniMo, в основном из-за тонкой регулировки подачи газа. Это оказалось очень удобно и полезно, наконец-то Jetboil избавился от своих “детских болезней” и стал системой для приготовления еды, а не просто кипятильником.
Самым дорогим, и вместе с тем, полезным приобретением стала палатка Hilleberg Nallo 2GT.
Я долго выбирал между ней и Helsport’ом, и остановился на шведах. Терский берег почти на всем протяжении безлесый, и прятаться от дождя решительно негде, так что нам надо было как-то решить вопрос с дополнительным пространством, где мы бы прятались и жили во время дождя. Подвешиваемый внутренник и огромный тамбур лихо решили эту проблему, а невысокий вес и надежная конструкция, являющаяся отличительной чертой Хиллебергов, делают её действительно идеальным выбором. Важно также то, что внутренник не сетчатый, как у нашего старого Мармота, и сам по себе он значительно теплее. Возможность поставить внешний слой сначала – большой плюс во время дождя. Палатка ставится за 2-3 минуты, а под тентом на 3-4 градуса теплее, чем снаружи.Совокупность этих факторов сделала наш быт максимально удобным, что ни в какое сравнение не идет с прошлым годом.Вместо Дашиного старого рюкзака Red Fox, занимавшего приличное количество места, купили баул Patagonia Black Hole 120L. Главные плюсы – весит 1,3кг и сворачивается очень компактно, намного лучше аналогов.Из электроники был приобретен новый Spot Gen 3, анемометр и новый Garmin GPSMAP 78s со специальным чехлом, минимизирующим контакт девайса с водой. Как показал прошлый год, водонепроницаемые устройства так же подвержены разрушительному воздействию соленой воды, как и обычные.Для фотосъемки мы купили наш первый фотоаппарат Sony RX100 mkIII и PeliCase к нему, чтобы всегда держать его на палубе.В этот раз мы не брали гидратор ввиду его относительно невысокого удобства, заменили на обычные полуторалитровые бутылки.Поменяли нож на более универсальный и удобный, ну и какие-то мелочи, которые не стоят упоминания.Был учтен весь опыт прошлых походов, и на основании него собран, на текущий момент, наилучший комплект снаряжения.Список снаряжения с примерным весом Аптечку собирали под надзором и консультацией специалиста, и, как мне кажется, её бы хватило, чтобы поднять на ноги небольшую группу туристов. Пришлось даже купить новый чехол для нее.Вот – состав аптечкиЕдаРаскладка не сильно отличалась от прошлогодней. Важным изменением стал отказ от сублиматов: во-первых, их перестали возить из-за санкций, а во-вторых, скакнувший курс доллара делал их дорогим удовольствием, почти 1000р за пакет. На эту тысячу были закуплены упаковки супа и всяческие добавки к ним: мясо, сушеные овощи и другие. Оказалось, что супы готовить не сильно сложнее и дольше, и в принципе они не менее питательны, так что из трех взятых нами пачек  сублимата мы использовали лишь одну и еще одну планировали в случае чего съесть на воде.В раскладку также добавили витамины, о которых забыли в прошлом году.С раскладкой можно ознакомиться тутМаршрутСсылка на Google Maps
Загрузка...
 

Я долго выбирал между ней и Helsport’ом, и остановился на шведах. Терский берег почти на всем протяжении безлесый, и прятаться от дождя решительно негде, так что нам надо было как-то решить вопрос с дополнительным пространством, где мы бы прятались и жили во время дождя. Подвешиваемый внутренник и огромный тамбур лихо решили эту проблему, а невысокий вес и надежная конструкция, являющаяся отличительной чертой Хиллебергов, делают её действительно идеальным выбором. Важно также то, что внутренник не сетчатый, как у нашего старого Мармота, и сам по себе он значительно теплее. Возможность поставить внешний слой сначала – большой плюс во время дождя. Палатка ставится за 2-3 минуты, а под тентом на 3-4 градуса теплее, чем снаружи.

Совокупность этих факторов сделала наш быт максимально удобным, что ни в какое сравнение не идет с прошлым годом.

Вместо Дашиного старого рюкзака Red Fox, занимавшего приличное количество места, купили баул Patagonia Black Hole 120L. Главные плюсы – весит 1,3кг и сворачивается очень компактно, намного лучше аналогов.

Из электроники был приобретен новый Spot Gen 3, анемометр и новый Garmin GPSMAP 78s со специальным чехлом, минимизирующим контакт девайса с водой. Как показал прошлый год, водонепроницаемые устройства так же подвержены разрушительному воздействию соленой воды, как и обычные.

Для фотосъемки мы купили наш первый фотоаппарат Sony RX100 mkIII и PeliCase к нему, чтобы всегда держать его на палубе.

В этот раз мы не брали гидратор ввиду его относительно невысокого удобства, заменили на обычные полуторалитровые бутылки.

Поменяли нож на более универсальный и удобный, ну и какие-то мелочи, которые не стоят упоминания.

Был учтен весь опыт прошлых походов, и на основании него собран, на текущий момент, наилучший комплект снаряжения.

Список снаряжения с примерным весом 

Аптечку собирали под надзором и консультацией специалиста, и, как мне кажется, её бы хватило, чтобы поднять на ноги небольшую группу туристов. Пришлось даже купить новый чехол для нее.

Вот – состав аптечки

Еда

Раскладка не сильно отличалась от прошлогодней. Важным изменением стал отказ от сублиматов: во-первых, их перестали возить из-за санкций, а во-вторых, скакнувший курс доллара делал их дорогим удовольствием, почти 1000р за пакет. На эту тысячу были закуплены упаковки супа и всяческие добавки к ним: мясо, сушеные овощи и другие. Оказалось, что супы готовить не сильно сложнее и дольше, и в принципе они не менее питательны, так что из трех взятых нами пачек  сублимата мы использовали лишь одну и еще одну планировали в случае чего съесть на воде.

В раскладку также добавили витамины, о которых забыли в прошлом году.

С раскладкой можно ознакомиться тут

Маршрут

Ссылка на Google Maps
Начало (12 – 15 июля 2015)На вокзале нас провожает Катя и едущий в Питер Макар. Он специально взял билет на наш поезд, чтобы помочь загрузиться. Благодаря ему, мы экономим кучу сил и в благодарность кормим ужином.Сама по себе вертолетная заброска требует другого подхода. Мы могли бы зафрахтовать весь вертолет, но стоимость такой поездки нас бы не сильно порадовала. Мы же решили попытать удачи и влезть в рейсовый вертолет Ловозеро – Каневка – Краснощелье – Сосновка. Ходит он раз в неделю, стоит 2776 на человека, но вот только туристов туда могут не пустить, если будет слишком много местных, о чем нам сообщили работники администрации Ловозера. За положенные две недели я позвонил туда и записал нас и наши 100 килограмм груза. Стоит сказать, что груз там тоже регламентирован, и “можно брать только по 20 на человека, остальное на усмотрение”.Как я узнал, Ми-8 на этом маршруте может взять на борт максимум 22 человека и простой подсчет средней массы человека и груза показывал, что вертолет можно загрузить еще как минимум тонной груза, так что я был в принципе спокоен.До Мурманска ехали на любимой “Арктике”, в этот раз познакомившись с её темной стороной – вагоном-рестораном. Это ужасное место с непомерными ценами, маленькими порциями, кислорожим персоналом, каким-то постоянным шансоном или включенным на всю начальницей вагона сериалом про ментов. Ни отдохнуть нормально, ни поесть, хотя блюда в принципе сносные.В Мурманске нас встречает Слава, везет домой. В городе пасмурно, идет дождь и +8-10. В этот же день мы докупаем некоторые продукты, покупаем Даше забытый дома баффик, покупаем резервный телефон, нокию “за 1000 рублей” и вечером ужинаем веселой толпой с родственниками.
Загрузка...
 

Начало (12 – 15 июля 2015)

На вокзале нас провожает Катя и едущий в Питер Макар. Он специально взял билет на наш поезд, чтобы помочь загрузиться. Благодаря ему, мы экономим кучу сил и в благодарность кормим ужином.

Сама по себе вертолетная заброска требует другого подхода. Мы могли бы зафрахтовать весь вертолет, но стоимость такой поездки нас бы не сильно порадовала. Мы же решили попытать удачи и влезть в рейсовый вертолет Ловозеро – Каневка – Краснощелье – Сосновка. Ходит он раз в неделю, стоит 2776 на человека, но вот только туристов туда могут не пустить, если будет слишком много местных, о чем нам сообщили работники администрации Ловозера. За положенные две недели я позвонил туда и записал нас и наши 100 килограмм груза. Стоит сказать, что груз там тоже регламентирован, и “можно брать только по 20 на человека, остальное на усмотрение”.

Как я узнал, Ми-8 на этом маршруте может взять на борт максимум 22 человека и простой подсчет средней массы человека и груза показывал, что вертолет можно загрузить еще как минимум тонной груза, так что я был в принципе спокоен.

До Мурманска ехали на любимой “Арктике”, в этот раз познакомившись с её темной стороной – вагоном-рестораном. Это ужасное место с непомерными ценами, маленькими порциями, кислорожим персоналом, каким-то постоянным шансоном или включенным на всю начальницей вагона сериалом про ментов. Ни отдохнуть нормально, ни поесть, хотя блюда в принципе сносные.

В Мурманске нас встречает Слава, везет домой. В городе пасмурно, идет дождь и +8-10. В этот же день мы докупаем некоторые продукты, покупаем Даше забытый дома баффик, покупаем резервный телефон, нокию “за 1000 рублей” и вечером ужинаем веселой толпой с родственниками.

Утром следующего дня нас забирает микроавтобус, по ошибке заказанный вместо универсала, и везет в Ловозеро. Мы останавливаемся в единственной в городе гостинице. По правде говоря, на гостиницу это помещение похоже меньше всего: это трехкомнатная квартира с замками на дверях, но хоть что-то. В помещении +15, мы уже предвкушаем как наши задницы замерзнут на море. Гуляем по селу, заходим в музей саамской культуры, едим оленину, и ложимся спать. Наутро со скрипом влезаем в местное такси и первыми прибываем на аэродром. Мы немного нервничаем, видя, что люди, входящие после нас, тоже тащат немало вещей. Но сомнения быстро развеиваются: работники аэродрома не сильно-то удивляются, когда суммарный вес нашего груза доходит до отметки 129кг.
Загрузка...
 
Утром следующего дня нас забирает микроавтобус, по ошибке заказанный вместо универсала, и везет в Ловозеро. Мы останавливаемся в единственной в городе гостинице. По правде говоря, на гостиницу это помещение похоже меньше всего: это трехкомнатная квартира с замками на дверях, но хоть что-то. В помещении +15, мы уже предвкушаем как наши задницы замерзнут на море. Гуляем по селу, заходим в музей саамской культуры, едим оленину, и ложимся спать.
Наутро со скрипом влезаем в местное такси и первыми прибываем на аэродром. Мы немного нервничаем, видя, что люди, входящие после нас, тоже тащат немало вещей. Но сомнения быстро развеиваются: работники аэродрома не сильно-то удивляются, когда суммарный вес нашего груза доходит до отметки 129кг.
Нам выписывают квиток на оплату 89 килограмм перевеса (по 27 рублей за килограмм), и, заплатив в общей сложности около 8 тысяч рублей, мы садимся ждать отправления. Кстати, с начала июня, когда мы звонили в Ловозеро в первый раз, нам не раз сообщали, что планируется введение коммерческого тарифа для туристов, около 12-14 тысяч рублей. Мы были морально и материально готовы, но бюрократические проволочки, видимо, застопорили процесс на какой-то стадии, и за неделю до вылета нас уверили, что цены не вырастут.Из хороших новостей: почти все летят в Сосновку, и это будет первой точкой остановки вертолёта, обычно это последний пункт и мы были готовы трястись часа 4 с остановками.
Загрузка...
 

Нам выписывают квиток на оплату 89 килограмм перевеса (по 27 рублей за килограмм), и, заплатив в общей сложности около 8 тысяч рублей, мы садимся ждать отправления. Кстати, с начала июня, когда мы звонили в Ловозеро в первый раз, нам не раз сообщали, что планируется введение коммерческого тарифа для туристов, около 12-14 тысяч рублей. Мы были морально и материально готовы, но бюрократические проволочки, видимо, застопорили процесс на какой-то стадии, и за неделю до вылета нас уверили, что цены не вырастут.

Из хороших новостей: почти все летят в Сосновку, и это будет первой точкой остановки вертолёта, обычно это последний пункт и мы были готовы трястись часа 4 с остановками.

Экипаж немного задерживается. Грузимся в вертолет. Он почти весь набит продуктами, стоит приятный запах хлеба. Мои предположения относительно использования этой машины подтвердились: по-другому никак нельзя забросить еду в то же Краснощелье. Если в Сосновку еще изредка ходит судно “Клавдия Еланская”, от которой пришлось отказаться из-за неудобного расписания, то в другие села и дороги то как таковой нет. Мы ютимся у ящиков с йогуртами и канистрами с ГСМ, с нетерпением ждем взлёта, ведь для нас это первый полёт на вертолёте. Он нехотя раскачивается, и со стороны, наверное, похож на пыхтящего майского жука; гул винтов становится все сильнее и мы медленно отрываемся от земли. Полёт очень понравился, все полтора часа мы рассматривали красивую, необычную, ни на что не похожую тундру Кольского полуострова.Сделав эффектный полукруг над морем, заходим на посадку, разгружаемся. Люди встречают своих родственников, которых не видели минимум неделю, вертолет тут ходит только по средам. К нам подходит представитель местной администрации, узнает о наших целях и о том, собираемся ли мы лететь обратно. При теоретической возможности такого варианта, мы на него не рассчитываем, и я узнаю о том, где набрать воды, справляемся о погоде. Это самое холодное и промозглое лето на Кольском за последние годы, хоть в чем-то прогнозы не врут. Связи в Сосновке нет, только таксофон. Но звонить мы никому не собираемся, все и так в курсе, что мы вылетели из Ловозера, так что я отправляю “ОК” со Spot’а.
Загрузка...
 

Экипаж немного задерживается. Грузимся в вертолет. Он почти весь набит продуктами, стоит приятный запах хлеба. Мои предположения относительно использования этой машины подтвердились: по-другому никак нельзя забросить еду в то же Краснощелье. Если в Сосновку еще изредка ходит судно “Клавдия Еланская”, от которой пришлось отказаться из-за неудобного расписания, то в другие села и дороги то как таковой нет. Мы ютимся у ящиков с йогуртами и канистрами с ГСМ, с нетерпением ждем взлёта, ведь для нас это первый полёт на вертолёте. Он нехотя раскачивается, и со стороны, наверное, похож на пыхтящего майского жука; гул винтов становится все сильнее и мы медленно отрываемся от земли. Полёт очень понравился, все полтора часа мы рассматривали красивую, необычную, ни на что не похожую тундру Кольского полуострова.

Сделав эффектный полукруг над морем, заходим на посадку, разгружаемся. Люди встречают своих родственников, которых не видели минимум неделю, вертолет тут ходит только по средам. К нам подходит представитель местной администрации, узнает о наших целях и о том, собираемся ли мы лететь обратно. При теоретической возможности такого варианта, мы на него не рассчитываем, и я узнаю о том, где набрать воды, справляемся о погоде. Это самое холодное и промозглое лето на Кольском за последние годы, хоть в чем-то прогнозы не врут. Связи в Сосновке нет, только таксофон. Но звонить мы никому не собираемся, все и так в курсе, что мы вылетели из Ловозера, так что я отправляю “ОК” со Spot’а.

Вертолет улетает и в голове что-то переключается. Всё, назад уже пути нет. Мы в селе без связи где-то в горле Белого моря, и выбраться отсюда можно только через неделю тем же рейсом.Подумать только, прошло уже 3 дня с отправления из Москвы, а мы даже не начали грести, никогда еще подход под маршрут не занимал у нас столько времени.Замечаем три современных ветряка: один стоит, но неподвижен и два на земле. Оказывается, их поставили недавно, но кто-то видать где-то распилил и накосячил с обслуживанием, так что вместо энергии ветра вся деревня использует дизельный генератор, включающийся на несколько часов в день. Вот такая альтернативная энергетика.Под начавшимся дождем таскаем вещи к побережью, ставим палатку, готовим обед в нашем “ангаре”. С первого раза палатка оправдывает себя на все 100. В ней много места, удобно сидеть, удобно готовить в дождь.
Загрузка...
 

Вертолет улетает и в голове что-то переключается. Всё, назад уже пути нет. Мы в селе без связи где-то в горле Белого моря, и выбраться отсюда можно только через неделю тем же рейсом.

Подумать только, прошло уже 3 дня с отправления из Москвы, а мы даже не начали грести, никогда еще подход под маршрут не занимал у нас столько времени.

Замечаем три современных ветряка: один стоит, но неподвижен и два на земле. Оказывается, их поставили недавно, но кто-то видать где-то распилил и накосячил с обслуживанием, так что вместо энергии ветра вся деревня использует дизельный генератор, включающийся на несколько часов в день. Вот такая альтернативная энергетика.

Под начавшимся дождем таскаем вещи к побережью, ставим палатку, готовим обед в нашем “ангаре”. С первого раза палатка оправдывает себя на все 100. В ней много места, удобно сидеть, удобно готовить в дождь.

Дождь стихает, и мы гуляем вдоль берега, отмахиваясь от туч комаров, начинаем собирать байдарку. К нам подъезжает местная пожилая пара на голубой “копейке”. Они идут проверять свою сеть, жалуются на рыбнадзор, просят нас последить за горизонтом.Пока мы собираем байдарку, мимо нас проходит местная бабушка и у нас завязывается длинный разговор о море, о местной природе, людях, о том, кем и как работают её дети и внуки, кто где рыбачит. Мы узнаем, что морошка зреет здесь в три “волны” (точного термина, используемого ей, мы не запомнили). Первая – в лесу, вторая – в болотах, третья – у моря, и судя по цвету, в этом году больше всего должно быть у моря. Но вид голых кустов черники нас совсем не вдохновляет, в ближайшую неделю нам точно не поесть ягоды, украшавшей наш стол в прошлом году.Отлив показывает чудовищную литораль, по которой нам предстоит завтра тащиться. Повсюду снуют кулики-сороки, небольшие черно-белые птицы с ярко-красными клювами, но ладно бы они просто сновали, так они бессовестно и беспрерывно пищат. Летают пилотажными группами по трое, не затыкаясь. Ковыряются в литорали, а все время, что их клюв не занят поиском ракообразных и червей, он издает мерзкие писклявые звуки. Рождается девиз нашего похода “Кулики, идите на х..” Часть 1. Сосновка – Чапома. (16 – 19 июля 2015)Встаем в 4 утра, чтобы успеть к приливу, он начнется в 6. Опаздывать, равно как и начинать раньше, нам нельзя: в Горле очень сильные приливные и отливные течения, а нам поможет только приливное. Бороться с отливным бесполезно, так что мы быстро собираемся, и так же быстро убеждаемся в ошибках наших оценок, литораль значительно больше, чем мы хотели, около 700 метров.Мы с трудом тащим байдарку, паркуем ее на границе отливной зоны, а затем я гружу на себя с помощью стропы, как коромысла, Икеевские мешки груженые вещами и большой баул. Спасибо кроссфиту, я могу поднять такой груз и не сломать спину, и даже немного ускоряюсь, чтобы проверить, хорошо ли я привязал байдарку, ведь уже начался прилив и он потихоньку поднимает и уносит с собой наше судно. Все закреплено хорошо, мы грузимся уже по колено в воде и выходим спустя полтора часа после начала прилива. Потратили столько сил, что хочется отдохнуть. Но нельзя, впереди гребля.
Загрузка...
 

Дождь стихает, и мы гуляем вдоль берега, отмахиваясь от туч комаров, начинаем собирать байдарку. К нам подъезжает местная пожилая пара на голубой “копейке”. Они идут проверять свою сеть, жалуются на рыбнадзор, просят нас последить за горизонтом.

Пока мы собираем байдарку, мимо нас проходит местная бабушка и у нас завязывается длинный разговор о море, о местной природе, людях, о том, кем и как работают её дети и внуки, кто где рыбачит. Мы узнаем, что морошка зреет здесь в три “волны” (точного термина, используемого ей, мы не запомнили). Первая – в лесу, вторая – в болотах, третья – у моря, и судя по цвету, в этом году больше всего должно быть у моря. Но вид голых кустов черники нас совсем не вдохновляет, в ближайшую неделю нам точно не поесть ягоды, украшавшей наш стол в прошлом году.

Отлив показывает чудовищную литораль, по которой нам предстоит завтра тащиться. Повсюду снуют кулики-сороки, небольшие черно-белые птицы с ярко-красными клювами, но ладно бы они просто сновали, так они бессовестно и беспрерывно пищат. Летают пилотажными группами по трое, не затыкаясь. Ковыряются в литорали, а все время, что их клюв не занят поиском ракообразных и червей, он издает мерзкие писклявые звуки. Рождается девиз нашего похода “Кулики, идите на х..”


Часть 1. Сосновка – Чапома. (16 – 19 июля 2015)

Встаем в 4 утра, чтобы успеть к приливу, он начнется в 6. Опаздывать, равно как и начинать раньше, нам нельзя: в Горле очень сильные приливные и отливные течения, а нам поможет только приливное. Бороться с отливным бесполезно, так что мы быстро собираемся, и так же быстро убеждаемся в ошибках наших оценок, литораль значительно больше, чем мы хотели, около 700 метров.

Мы с трудом тащим байдарку, паркуем ее на границе отливной зоны, а затем я гружу на себя с помощью стропы, как коромысла, Икеевские мешки груженые вещами и большой баул. Спасибо кроссфиту, я могу поднять такой груз и не сломать спину, и даже немного ускоряюсь, чтобы проверить, хорошо ли я привязал байдарку, ведь уже начался прилив и он потихоньку поднимает и уносит с собой наше судно. Все закреплено хорошо, мы грузимся уже по колено в воде и выходим спустя полтора часа после начала прилива. Потратили столько сил, что хочется отдохнуть. Но нельзя, впереди гребля.

С утра холодно, хоть и солнечно, ветер дует с суши, и неплохо помогает нам. Расплатой за эту помощь является то, что нас все дальше относит от берега. В этой части он настолько однообразен и лишен каких бы то ни было ориентиров, что трудно сказать, на каком расстоянии ты находишься, километр, два. Нас относит на три, что вообще никак не ощущается.В этом походе мы окончательно утверждаем новый график работы. 50 минут гребли – 10 минут отдыха. После 7 ходовых часов 30 минут гребли – 10 минут отдыха. Работает он хорошо, и в целом мы чувствуем себя хорошо.В конце четвертого часа, сделав 25 километров, мы принимаем решение грести к берегу, так как не уверены в том, что на мысу Погорельский можно встать, а также опасаемся приближающегося отлива, который может совсем остановить нас.Направляемся к избе Лиходеевка, и опять берег играет с нами злые шутки. С воды непонятно, где что расположено, да и сам берег лишен как таковых ярко выраженных губ или мысов, и мы принимаем за Лиходеевку маленький сарай, но вовремя корректируемся и заканчиваем наш короткий день, чуть-чуть не дотянув до 30 километров. Странное ощущение заканчивать ходовой день до обеда.Отлив начинается уже когда мы заканчиваем обед. Странно, но он приходит минут на 40 позже, чем в Сосновке, хотя мы отошли всего на 30 километров. Я предполагаю, что на 30 километров вдоль берега график приливов и отливов должен сдвигаться примерно на 40-60 минут. Завтра мы будем проверять это правило, и оно будет выполняться на протяжении всей узкой части Горла.На берегу находим оленьи рога, ставим палатку на пригорке вблизи избы. Изба приятная, убранная, и в ней удобно прятаться от комаров, что мы и делаем. Кого вообще кусают все эти орды комаров, когда здесь нет туристов?
Загрузка...
 

С утра холодно, хоть и солнечно, ветер дует с суши, и неплохо помогает нам. Расплатой за эту помощь является то, что нас все дальше относит от берега. В этой части он настолько однообразен и лишен каких бы то ни было ориентиров, что трудно сказать, на каком расстоянии ты находишься, километр, два. Нас относит на три, что вообще никак не ощущается.

В этом походе мы окончательно утверждаем новый график работы. 50 минут гребли – 10 минут отдыха. После 7 ходовых часов 30 минут гребли – 10 минут отдыха. Работает он хорошо, и в целом мы чувствуем себя хорошо.

В конце четвертого часа, сделав 25 километров, мы принимаем решение грести к берегу, так как не уверены в том, что на мысу Погорельский можно встать, а также опасаемся приближающегося отлива, который может совсем остановить нас.

Направляемся к избе Лиходеевка, и опять берег играет с нами злые шутки. С воды непонятно, где что расположено, да и сам берег лишен как таковых ярко выраженных губ или мысов, и мы принимаем за Лиходеевку маленький сарай, но вовремя корректируемся и заканчиваем наш короткий день, чуть-чуть не дотянув до 30 километров. Странное ощущение заканчивать ходовой день до обеда.

Отлив начинается уже когда мы заканчиваем обед. Странно, но он приходит минут на 40 позже, чем в Сосновке, хотя мы отошли всего на 30 километров. Я предполагаю, что на 30 километров вдоль берега график приливов и отливов должен сдвигаться примерно на 40-60 минут. Завтра мы будем проверять это правило, и оно будет выполняться на протяжении всей узкой части Горла.

На берегу находим оленьи рога, ставим палатку на пригорке вблизи избы. Изба приятная, убранная, и в ней удобно прятаться от комаров, что мы и делаем. Кого вообще кусают все эти орды комаров, когда здесь нет туристов?

« Предыдущая12345Следующая »
 

Загрузка...
Обсудить на форуме
Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (31)

geofiz01:45 20.08.2015# 
Лихо !
Молодцы !
Камеру жалко.

вопрос - сколько потрачено кровных в рублях всего ?

И еще раз молодцы !
dokluch15:04 21.08.2015# 
Спасибо. Мы все еще верим, что ГоПро найдут )

Если честно, мы не особо считали бюджет поездки.
На поезда потратили на двоих около 24000 (купе в Арктике + багажный вагон), 8000 на вертолет, еще 8000 на все трансферы. Еда стоила нам около 12000. Итого, около 52000.

Остальное это снаряжение, не уверен, что его нужно вписывать в бюджет конкретного путешествия, ведь им будем пользоваться и дальше. Если интересна его стоимость, то можно пройти по ссылкам или прогуглить конкретные модели. Палатка вот стоила 800 долларов, при нынешнем курсе, дороже чем байдарка )
Raa03:52 20.08.2015# 
Если поделитесь телефонами/паролями/явками на побережье - буду вам очень благодарен! Основной вопрос у кого и где ВСЕГДА можно купить бензин для ПЛМ )))
dokluch15:07 21.08.2015# 
Вот тут сложнее. Я могу сказать, что в Чапоме вы можете остановиться у Надежды Логиновой. Но мобильной связи там нет. В деревнях со связью мы не останавливались, а уж в Умбе вы точно найдете бензин.
По поводу бензина, думаю, вам не откажут местные. Они показались мне людьми отзывчивыми и добрыми, у некоторых есть квадроциклы и лодки, были замечены бензопилы, так что бензин точно должен быть.
Имя пользователя18:58 21.08.2015# 
FYI
Катамарнные отчеты по этому участку отстутсвуют по простой причине - это самое унылое побережье белого моря. Каты от Поноя идут через горло на Зимннее побережье.
dokluch05:12 22.08.2015# 
Ну если уж самое унылое побережье нам так понравилось, то что же будет дальше? )
Имя пользователя07:56 22.08.2015# 
А дальше вы или засевпросторитесь (будете из собственого нежелания учиться чему либо и херовой подготовки раздувать "страшные и героические" истории, с выкладкой в интернет), или пересядете на жесткие корпуса, поднаберетесь навыков у тех же самых московских бурновводников, и будете в нелегкой борьбе с чиновничьей волокитой втихаря для собственного удовольствия месить нормальные акватории. Или без волокиты, но за руб ежом. Норвегия и финляндия, да даже и франция. Выйдет дешевле, чем Сахалин или Камча. Судя по палатке за $800 должны потянуть.
dokluch14:19 22.08.2015# 
Ну а зачем так грубо?
Я нигде не позиционирую нас как супер профессионалов, мы скорее "пляжники", и в таких походах отдыхаем. Любое мнение субъективно, и профессионал, прочитав наш отчет, сделает для себя определенные пометочки. Что-то отметит как преувеличение, но спишет на наш любительский уровень.

Пластики и тренировки у бурноводников это наш следующий шаг.

Отвечая сразу на все комменты, мы умеем ходить с раскладкой по 800гр/день на человека, у меня довольно большой альпинистский опыт. Недавно ходили пешку на неделю с 12кг рюкзаками. Каяк же нравится тем, что можно закинуть сколько угодно еды и есть моего любимого жевательного мармелада вдосталь )

А по поводу одежды, опять же, люблю, когда на стоянке можно одеться в сухое и чистое. Теплые куртки у нас очень легкие, Patagonia Nano Puff, весят меньше флисок, они же и подушки. Гидрокостюмы Palm, мембрана. Действительно тяжелые спальники, на них можно в сумме больше килограмма сэкономить. У меня уже есть табличка, где я пересобираю снаряжение, чтобы больше не доходить до отметки "129".
Имя пользователя04:18 23.08.2015# 
Да я не грубо, а с черным юмором. Долго учился отдыхать в походах, по молодости всегда очень хотелось быстрее добежать до горизонта, а потом до следующего :) Вместо сублиматов можно самим сушить подмаринованное отбитое мясо (или сваренное), а помом паковать в вакуум. С проблемой минимизации шмоток вы столкнетесь, если пересаживаться на малообъемные узкие лодки, и будете решать для себя - что брать, куртку или буксировочный тросс. В ладоги влезет все. Особенно в 2 единички.
dokluch05:27 23.08.2015# 
Мы уже работаем над собственными сублиматами, реально дешевле и вкуснее.
По поводу минимизации очень надеюсь в следующем сезоне это проверить на своей шкуре. Ладога – и правда баржа, уже посмотрел устройство морских каяков и крепко призадумался :) Начнем со спальников, которые сейчас имеют неприлично большой объем и вес, а дальше будем отрезать.
Имя пользователя07:12 23.08.2015# 
Не экономьте сильно на ковриках :) Они - ваш спокойный и глубокий сон на камнях.
dokluch13:57 23.08.2015# 
Этот опыт у меня есть. Коврики ни за что не променяю. Спасибо за ссылку на сушильню! Пока что экспериментируем в духовке и это крайне неудобно.
Имя пользователя07:58 22.08.2015# 
Да, и учитесь сводить жратву хотя бы до 1кг/чел/день. Меньше таскать придется :)
Имя пользователя08:14 22.08.2015# 
И еще - одежды у вас чересчур много. Но это на любителя. Я в последнее время не беру теплой куртки, если холодно, вместо нее идет простой комбинезон от дождя (пвх), его легко клеить если чего, и от ветра и дождя защищает, под него бивачную кофту + кофту флис из неприкосновеного запаса (сложено в герму, играет роль подушки) + дополнительная терма оттуда же. Выигрыш в весе и объеме. До +5 такая схема работает. Под сухие костюмы берите только синтетику, но это я думаю вы в курсе.
Raa06:58 23.08.2015# 
Ну, по поводу ПВХ комбеза вы людей в заблуждение вводите. Им куртка нужна чтобы после дня на веслах закатом полюбоваться, фотографии красивые сделать. ))) Как тут пвхшка поможет? ПВХ комбез на случай беспросветного дождя нужен. Это уж точно не замена тёплой куртки. Если в нём что-то делать, вспотеешь. В итоге "бесценный флис из НЗ" ночью не будет выполнять роль подушки, а будет сохнуть в спальнике. Ну, а если ничего не делать, тогда лучше залезть в спальник и спать или уплетать ужин сидя в тёплом и сухом флисе в палатке.
ИМХО, свободного времени на посидеть-помечтать оставаться не должно. Его лучше на сон потратить. Но, возможно, я просто не фотограф и не блогер. )))
Raa07:03 23.08.2015# 
А что касается подушек, то я вот на это подсел:
http://www.backcountry.com/exped-air-pillow?ti=UExQIENhdDpDYW1waW5nIFBpbGxvd3M6MToxMDpiY3NDYXQ3MTEwMDAxMzY&skid=XPD0025-RYRD-L
Время на обустройство и перепаковывание вещей не тратишь, спать удобно, а объем и вес минимальны.
dokluch13:53 23.08.2015# 
Ну вот подушку я правда считаю пижонством. Мы наловчились в баффик запихивать курточку – отличная замена и никаких проблем с перепаковкой. Думаю в спальники вшить сетчатый карман, чтобы получился штатный держатель для подушки.
Sophist05:33 25.08.2015# 
У меня были разные подушки - считаю, что я нашел идеал для себя - подушки Therm-a-rest, с наполнителем из полиуретановой пены. Сворачиваются в маленькую колбаску и необычайно комфортны. Правда расправляется до рабочего состояния где-то с полчаса. Выглядит подушка так:
http://alpindustria.ru/catalog/bivysacks/bivy_accessories/162668/113572/?id=113572
Или вот так живьем в палатке:
Имя пользователя07:11 23.08.2015# 
Не ввожу. Каякинг не подразумевает активного скакания по суше - сил обычно не остается, как вы справедливо заметили. Согласен, что покорять пики комунизма в нем не удобно, но торчать на ветру под дождем, тихонько ковыряясь в лагере самое оно. А в спальнике все равно носки сушить, можно и флис заодно :) Беспросветный дождь вообще самое мерзкое, вот от него мегакуртки от гортекса как раз и не спасают. Точнее они не работают в мокром состоянии и их эффективность ровно такая же, как у ПВХ. Да, жрать в палатке плохая привычка. Bear will come and clean your mess.
Crozier10:03 23.08.2015# 
А как же размяться перед сном? Приятно километр, два нарезать по пляжу. Или вот всем походам поход, комбинированный- каякинг плюс восхождения. https://www.facebook.com/media/set/?set=a.10204494896829280&type=3
Имя пользователя10:27 24.08.2015# 
Предпочитаю мухи отдельно от котлет
dokluch13:56 23.08.2015# 
Мы уж пожалели что не взяли вместо модных легких, но старых штормовок модное легкое непромокаемое и недышащее пончо, все равно температура не выше +15. Другое дело, что тру гортекс спасает, мой опыт горовосхождений показывает, что дорогие куртки с ним очень и очень тяжело намочить. По крайней мере моя выдерживала 6-8 часов дождя и влага была уже внутри от моего пота. Сейчас же мы пересели на ультралегкие 2.5-слойки. Мембранка у них к сожалению быстро стирается.

Я бы с удовольствием ходил в каякерской куртке по суше, но это неудобно.
Raa16:25 23.08.2015# 
Мембрана хорошо работает при максимальной разнице температуры "внутри" и "снаружи" и в том случае если "снаружи" она сухая. Это начинаешь понимать, проведя долги ночи в мокрой от конденсата мембранной палатке ))) Именно поэтому я вернулся к двустенной палатке с хорошей вентиляцией - сырость страшнее холода.
Для вас не будет разницы от чего намокла ваша одежда, от пота или от дождя.
Имя пользователя10:23 24.08.2015# 
Мембранные комбезы не мокнут, если они обработаны репеллентом воды. Который смывается за 5 дней брызг/дождя. И нанести его в походных условиях практически невозможно. Мой рецепт был тру гортекс поверх тру гортекса. С воздушной прокладкой между ними. Иначе под постояным дождем не работало. Как говорилось раньше, ходить зачастую и нехочтся, и некуда.
Были случаи, когда мелкая шушера прогрызала палатки, обильно унавоженные остатками трапез. Так что и без медведей жрать в палатке не камильфо.
Raa16:08 23.08.2015# 
Ну, если рассматривать только два вариант: мокрый комппресс в спальнике или встреча с медведем, тогда, конечно, я выберу первый вариант )))
Jimm23:43 21.08.2015# 
Спасибо, за хороший отчет!
но 129кг на двоих, извините - за гранью добра и зла.
dokluch05:20 22.08.2015# 
Да, не очень-то и легкоходно.

Надо учитывать, что 129 (если весы не ошибались) это вес вообще всего снаряжения, кроме, пожалуй легких штормовок и штанов, которые на нас были.
Байдарка с парусом, веслами и прочим обвесом (40кг), вся еда с расчетом на 20-22 дня (около 45, но я еще конфет набрал килограмма на 2. Да, мы любим от души пожрать), так что полезного груза и одежды примерно на 40 кило. Если посмотреть раскладку по снаряге, то видно, что ничего особо лишнего то и нет. Может быть 10 килограмм выкинул, но не больше.
Павел03:09 10.09.2015# 
Вопрос по финскому заливу:
http://twopuffins.com/gulf-of-finland/

С пограничниками согласовывали своё плавание или просто забили?
Выборгский залив - режимная акватория, надо уведомлять по телефону. Но местное население откровенно забивает на режим и на выходных целыми семьями тусит в заливе. Погранцы это знают и смотрят сквозь пальцы. Рубеж - линия мыс Бычья Голова - мыс Вепревский. За этой линией (т.е. уже в Финском заливе) режим более строгий по словам самих пограничников, и требуется письменное разрешение. А как на самом деле?
не граф22:38 15.09.2015# 
Молодцы. Зависть ДОБРАЯ .Удачи и всегда возвращения.
Диман(шакаллы)05:57 12.12.2015# 
Красавцы.Весло,ветер и горизонт... это можно назвать жизнью!
Елена00:53 23.06.2016# 
Вы большие молодцы!
Подскажите, у вас в списке одежды фигурирует каячная одежда и утепленные куртки. Расскажите, какие и как себя показали?
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 2mb за один раз

RSS подписка