Отчеты

19.08.2015

Терский берег Белого моря. Сосновка – Умба, 330 км на байдарке

Всем привет. Решил выложить свой первый отчет сюда. Информация точно окажется полезной, так как Терский берег описан, как мне показалось, недостаточно полно. Прошлогодний поход подарил нам незабываемые впечатления, и в 2015 году мы решили вновь пойти по...
И вот снова, как и в прошлом году, я засел за лоции, карты, немногочисленные и скупые отчеты. По большому счету, о Терском береге с точки зрения каяка известно немногое, ходили его редко, больше на катамаранах, но и от тех осталось немного информации. Часть нашего маршрута, до Чаваньги, прошли Северные просторы, и по их описаниям я смог отметить одно место, где мы могли бы остановиться и одно, где точно не стоит этого делать. Внимательное изучение фотографий на Google Earth показало места, используемые туристами и рыбаками для стоянок, и все они были перенесены на единственную найденную в Москве карту Мурманской области масштабом 5км. В целом удобно иметь пятикилометровку с отметками основных опорных точек и расстояниями. Расстояния в этот раз я промерял тщательнее, и линейкой на картах и курвиметром, закладывал сверху 10% и как показал результат, погрешность была минимальна.
Снаряжение Если говорить о снаряжении, то оно не претерпело особых изменений. В том, что касается байдарки, добавился лишь парус и стальные тросики, обкатанные на Финском заливе. Из одежды я купил новую куртку в обмен старой, не слишком удобной, а также новые перчатки. Ввиду прогнозов на +5 градусов также купили мембранные варежки, надевающиеся на весло. Оказались совершенно бесполезными. Небольшие изменения претерпел бивак. Наш старый Jetboil Flash мы заменили на Jetboil MiniMo, в основном из-за тонкой регулировки подачи газа. Это оказалось очень удобно и полезно, наконец-то Jetboil избавился от своих “детских болезней” и стал системой для приготовления еды, а не просто кипятильником. Самым дорогим, и вместе с тем, полезным приобретением стала палатка Hilleberg Nallo 2GT.
Я долго выбирал между ней и Helsport’ом, и остановился на шведах. Терский берег почти на всем протяжении безлесый, и прятаться от дождя решительно негде, так что нам надо было как-то решить вопрос с дополнительным пространством, где мы бы прятались и жили во время дождя. Подвешиваемый внутренник и огромный тамбур лихо решили эту проблему, а невысокий вес и надежная конструкция, являющаяся отличительной чертой Хиллебергов, делают её действительно идеальным выбором. Важно также то, что внутренник не сетчатый, как у нашего старого Мармота, и сам по себе он значительно теплее. Возможность поставить внешний слой сначала – большой плюс во время дождя. Палатка ставится за 2-3 минуты, а под тентом на 3-4 градуса теплее, чем снаружи.Совокупность этих факторов сделала наш быт максимально удобным, что ни в какое сравнение не идет с прошлым годом.Вместо Дашиного старого рюкзака Red Fox, занимавшего приличное количество места, купили баул Patagonia Black Hole 120L. Главные плюсы – весит 1,3кг и сворачивается очень компактно, намного лучше аналогов.Из электроники был приобретен новый Spot Gen 3, анемометр и новый Garmin GPSMAP 78s со специальным чехлом, минимизирующим контакт девайса с водой. Как показал прошлый год, водонепроницаемые устройства так же подвержены разрушительному воздействию соленой воды, как и обычные.Для фотосъемки мы купили наш первый фотоаппарат Sony RX100 mkIII и PeliCase к нему, чтобы всегда держать его на палубе.В этот раз мы не брали гидратор ввиду его относительно невысокого удобства, заменили на обычные полуторалитровые бутылки.Поменяли нож на более универсальный и удобный, ну и какие-то мелочи, которые не стоят упоминания.Был учтен весь опыт прошлых походов, и на основании него собран, на текущий момент, наилучший комплект снаряжения.Список снаряжения с примерным весом Аптечку собирали под надзором и консультацией специалиста, и, как мне кажется, её бы хватило, чтобы поднять на ноги небольшую группу туристов. Пришлось даже купить новый чехол для нее.Вот – состав аптечкиЕдаРаскладка не сильно отличалась от прошлогодней. Важным изменением стал отказ от сублиматов: во-первых, их перестали возить из-за санкций, а во-вторых, скакнувший курс доллара делал их дорогим удовольствием, почти 1000р за пакет. На эту тысячу были закуплены упаковки супа и всяческие добавки к ним: мясо, сушеные овощи и другие. Оказалось, что супы готовить не сильно сложнее и дольше, и в принципе они не менее питательны, так что из трех взятых нами пачек  сублимата мы использовали лишь одну и еще одну планировали в случае чего съесть на воде.В раскладку также добавили витамины, о которых забыли в прошлом году.С раскладкой можно ознакомиться тутМаршрутСсылка на Google Maps
Начало (12 – 15 июля 2015)На вокзале нас провожает Катя и едущий в Питер Макар. Он специально взял билет на наш поезд, чтобы помочь загрузиться. Благодаря ему, мы экономим кучу сил и в благодарность кормим ужином.Сама по себе вертолетная заброска требует другого подхода. Мы могли бы зафрахтовать весь вертолет, но стоимость такой поездки нас бы не сильно порадовала. Мы же решили попытать удачи и влезть в рейсовый вертолет Ловозеро – Каневка – Краснощелье – Сосновка. Ходит он раз в неделю, стоит 2776 на человека, но вот только туристов туда могут не пустить, если будет слишком много местных, о чем нам сообщили работники администрации Ловозера. За положенные две недели я позвонил туда и записал нас и наши 100 килограмм груза. Стоит сказать, что груз там тоже регламентирован, и “можно брать только по 20 на человека, остальное на усмотрение”.Как я узнал, Ми-8 на этом маршруте может взять на борт максимум 22 человека и простой подсчет средней массы человека и груза показывал, что вертолет можно загрузить еще как минимум тонной груза, так что я был в принципе спокоен.До Мурманска ехали на любимой “Арктике”, в этот раз познакомившись с её темной стороной – вагоном-рестораном. Это ужасное место с непомерными ценами, маленькими порциями, кислорожим персоналом, каким-то постоянным шансоном или включенным на всю начальницей вагона сериалом про ментов. Ни отдохнуть нормально, ни поесть, хотя блюда в принципе сносные.В Мурманске нас встречает Слава, везет домой. В городе пасмурно, идет дождь и +8-10. В этот же день мы докупаем некоторые продукты, покупаем Даше забытый дома баффик, покупаем резервный телефон, нокию “за 1000 рублей” и вечером ужинаем веселой толпой с родственниками.
Утром следующего дня нас забирает микроавтобус, по ошибке заказанный вместо универсала, и везет в Ловозеро. Мы останавливаемся в единственной в городе гостинице. По правде говоря, на гостиницу это помещение похоже меньше всего: это трехкомнатная квартира с замками на дверях, но хоть что-то. В помещении +15, мы уже предвкушаем как наши задницы замерзнут на море. Гуляем по селу, заходим в музей саамской культуры, едим оленину, и ложимся спать. Наутро со скрипом влезаем в местное такси и первыми прибываем на аэродром. Мы немного нервничаем, видя, что люди, входящие после нас, тоже тащат немало вещей. Но сомнения быстро развеиваются: работники аэродрома не сильно-то удивляются, когда суммарный вес нашего груза доходит до отметки 129кг.
 
Комментариев: 32
Рейтинг: 6

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Германия Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.