19.08.2010fishmonger

Выбор морского каяка — сит-он-топ или сит-ин? Особенности морских каяков типа сит-он-топ

Чем на практике каяки сит-он-топ (sit-on-top) отличаются от обычных сит-ин (sit-in) каяков? Какие плюсы и какие минусы? Как забраться, если перевернулся, и возможно ли это вообще? Скорость, вместимость? Удобство гребли? Весла остаются обычными или надо другие? Удобно ли сидеть «снаружи»? Как сит-он-топы подходят для многодневных походов? А для походов вообще (у меня пока ощущение, что это рыбацкий каяк)?

Каяки типа сит-он-топ исключительно многообразны. Существует великое множество их разновидностей, порожденное бурной фантазией каякостроителей. Скоростные, рыбацкие, сурф-каяки, парусные, моторные, туринговые и т.п. Поэтому обобщать особенности сразу всех сит-он-топов достаточно сложно.

Основное отличие сит-он-топ от сит-ин (классического) каяка это конечно же способ посадки гребца, точнее устройство кокпита. Если в обычном каяке ноги и, пардон, седалище у вас находятся внутри замкнутого объема корпуса каяка, то в сит-он-топе кокпит представляет собой открытую самоотливную ванночку, а сам каяк — замкнутую водонепроницаемую капсулу.



Различие достаточно принципиальное — отсутствует такой элемент как юбка, фактически отсутствует торжественная операция по посадке и высадке в каяк, не требуется осушать кокпит в случае затопления. Соответственно, задняя часть тела гребца от солнца, ветра и воды защищена лишь той одеждой, что вы наденете на себя.

На этом существенные конструктивные различия можно считать исчерпанными. Ни скоростные характеристики, ни остойчивость, ни обитаемость и комфорт не являются каким-то жестко связанным с типом сит-он-топ или сит-ин свойством судна.



Главный плюс сит-он-топ каяка — это конечно же безопасность для гребца со слабой, средней подготовкой, или без подготовки вообще. Дело в том, что в случае переворота, вернуться в сит-он-топ каяк не сложнее, чем заползти пузом на любую лежащую на воде доску. Глядя на тренировки серфингистов, можно заметить, что даже эта простая операция в первый раз у кого-то может вызвать затруднения. Но, в любом случае, это несравнимо проще, чем освоить эскимосский переворот или откачивать воду из затопленного сит-ин кокпита.

Нет проблем с посадкой и высадкой. Можно в любом месте посреди моря свесить ножки, вылезти понырять и поплавать, выйти на дрейфующие льдины, перелезть из каяка в каяк не выполняя при этом каких-то чудных акробатических упражнений.



Минусы — не очень эстетичный внешний вид (на мой субъективный взгляд). Даже самый замшелый сит-ин каяк с гребцом смотрится выигрышнее и органичнее, чем любая современная и удачная модель сит-он-топа. Человек в плавающем корыте — не самое изящное зрелище.

И, конечно, отсутствие защиты ног и задницы от воды и погодных факторов, что, впрочем, решается хорошими штанами.

Стоит упомянуть еще одну существенную особенность сит-он-топа, которая позволяет мне использовать его зимой в мороз — можно надеть на себя любое мыслимое количество теплой одежды, без риска не поместиться в кокпите или застрять в нем при перевороте. Учитывая, что у меня 46-й размер ноги, в свой сит-ин каяк в зимних водостойких ботинках я просто не помещаюсь.



Как забраться, если перевернулся? — Лег пузом поперек каяка, развернулся вдоль, расставив ноги, сел верхом. Незамысловатая процедура.

К сит-он-топам отдельно идут ножные (коленные) ремни, чтобы можно было осуществлять эскимосский переворот или колбаситься по особо крутым волнам не вылетая из кокпита. Но, на мой взгляд, для турингового или рыбацкого каяка это лишнее.

Скорость. Законы гидродинамики едины для сит-он-топа и для сит-ин каяка, следовательно, логично предположить, что более длинный и узкий каяк будет быстрее более короткого и широкого.



Как уже отмечал, сит-он-топы весьма многообразны. В каких-то моделях сделан акцент на остойчивость, в каких-то на скорость. Хотя скоростные модели сит-он-топов встречаются реже.



Но, что хочу сказать по поводу скорости, давеча обошел на пляжном сит-он-топ каяке вокруг одного филиппинского острова. Каяк взял короткий, больше похожий на плавающий тазик, чтобы можно было свободно крутиться в лабиринте подводных пещер и гротов. Думал, помру на таком через пару десятков километров. Когда на финише посмотрел на GPS, был жутко удивлен. Средняя скорость со всеми стандартными остановками, фотографированиями и т.п. составила 4,2 км/ч. При том, что на моем сит-ин каяке Tempest 170 (достаточно скоростная модель) в схожем режиме средняя скорость — 5 км/ч. Зато пляжный каяк позволил мне сунуться в такие немыслимые щели и фотографировать с такого расколбаса, без риска опрокинуться и намочить камеру, о каких на скоростной туринговой модели не стоит и мечтать.

Вывод — любые характеристики важны в определенных условиях плавания. Нет смысла гоняться за скоростью или остойчивостью как самоцелью, без учета особенностей доступной акватории.



Остойчивость. Бытует мнение, что сит-ин каяк более остойчив за счет низкой посадки гребца. На практике несложно убедиться, что с избыточным запасом начальной остойчивости делают как раз сит-он-топ каяки, изгаляясь над формой днища и шириной корпуса. Высота же посадки различается незначительно. В сит-он-топ на уровне воды, в сит-ин на несколько сантиметров ниже. Размеры и пропорции туловища гребца влияют куда как существеннее.

Вместимость. Нет какой-то жесткой зависимости с типом каяка. Мой сит-он-топ Prowler 15 позволяет увезти жуткое количество вещей, причем не ограничивая их габаритные размеры, гораздо больше сит-ин каяков. Но полно сит-он-топов без подобной приятной возможности.

Задний багажник сит-он-топа делается обычно открытым, что позволяет положить туда груз не вмещающийся в люки. Конечно, в ущерб парусности.

Не стал упоминать такой момент как парусность. В голом варианте сит-ин каяк будет иметь парусность меньше сит-он-топа. Но стоит вам разместить вещи на палубе, как эта самая парусность сравняется.



Посадка. Сит-он-топ удобен возможностью без заморочек купить и поставить любое тюнинговое каячное кресло. Есть с силиконовыми подушками и прочий изврат. Задница будет довольна.

При гребле работают другие группы мышц, нежели в сит-ин каяке. Если в сит-ин для силового гребка чаще используется разворот корпуса, то в сит-он-топ его наклон. Но эти различия становятся заметны лишь после многочасовой непрерывной гребли.

В сит-он-топе из неудобств возможно периодическое касание руками собственных коленей и корпуса каяка. В сит-ин каяке — касание локтями поверхности воды. Решается соответствующей одеждой (если воспринимается как проблема).



Что касается походов, то для зимы и холодного времени года лично я брал бы свой сит-он-топ, как позволяющий увезти больше объемных теплых вещей и удобный для посадки-высадки на лед. Для лета все равно, хотя для рыбалки, фотографирования, походов с детьми — морской каяк типа сит-он-топ будет наилучшим выбором.

По материалам форума http://forum.sea-kayak.ru
 

 

Комментарии (16)

Юрий14:02 22.08.2010# 
Классная статья, мне сит-он-топ всегда казался как-бы "недо"-каяком, но теперь я обязательно его попробую!
dimon04:16 11.01.2011# 
Ну есть еще такая разновидность сит он топов, как сюрф ски, так это ,судя по роликам в Ютубе, уже "перекаяк" :)
Павел07:30 30.01.2011# 
Люблю такие статьи :)
Очень вкусно написано. Очень понравилась фотография ботинок на фоне носа каяка среди льдин.
Алексей13:36 24.02.2011# 
А где такой каяк приобрести в Приморском крае ?
fishmonger13:36 24.02.2011# 
В данный момент морской каяк придется заказывать из Москвы. Процедура не столь сложна. Вопрос периодически поднимается, уточните на форуме.
Qajaq girl22:22 21.04.2011# 
Спасибо за интересную статью!
pit-bul08:01 25.02.2012# 
Давно ломал голову на данную тему. Познавательно!!! Хотелось бы услышать мнение в защиту обладателей сит-ин каяков,
pit-bul08:03 25.02.2012# 
Чаша весов перевесила за счет безопасности!
БОРИС21:08 15.05.2013# 
И ВОТ ИМЕННО ЭТО-безопасность- стало ключевым понятием для меня после постройки и опробывания сит-ин каяка. на собственной......убедился. теперь хочу сит-он!
Приморский15:05 18.11.2013# 
Эскимоса освоить, и всё. сит-ин безопасней. А без эскимоса сит-он.
Это хорошая статья, но как мне кажется тут больше рекламы, и есть необъективность. Парусность, и размещение вещей, если тебе много надо возить с собой, купи лодку, с баржой....
aborigen18:25 18.11.2013# 
Приморский, простите, а в каком именно месте Вы обноружили рекламу? Рекламу чего? И в чем необъективность?

пс В багажнике СитОнТопа (ультра4,7) я давеча охапку дров на остров завозил, килограмм 15. Фиг с ней с парусностью, похолодало, блин, и темнеет рано.
Приморский20:50 18.11.2013# 
Реклама в том, что Вы описываете все приемущества сит Он, и вскользь о недостатках, хотя и недостатки у Вас приемущества. У каждого из этих видов свои достоинства и недостатки.
Воприс А кто вам не даёт привязать негабаритный груз поверх син Ин?
Сидеть в каяке с юбкой с освоенным "Эскимосом" уютнее и безопасней, чем поверх каяка. Если вы привязанны и перевернулись, вы можете утонуть, если вы не привязанны вы можете "потеряться".
Ещё раз это не норма и не утверждение , это гипотизы.
А вообще статья хорошая, ваши рассуждения о плюсах, вполне объктивны, но как-то однобоки.
Не обижайтесь, как я думаю Вы сторонник син Он топов и это Ваше право.
Александр07:58 25.11.2013# 
Статья хорошая.Я сам мечтаю всё о каяке но вот сомневаюсь как он себя поведёт на рыбалке на Чёрном море. Морское волнение никто не отменял, бывает летом и шквал налетает про остальное время года вообще не говорю. Хотелось бы реальных съёмок на волне и при ветре . Можэт из за этой неуверенности каяки и не получили ещё пока распространения у нас.
153РЫБЫ06:03 03.12.2013# 
Поверте, на Черном море каяки ведут себя прекрастно! Скоро скину ссылку на форум
о летнем выходе на Утрише в полутора бальный шторм, на Тарпоне 140. Незабываемые впечатления...
lesha20:35 07.08.2014# 
Неделю назад приехал из Санжейки ( Черное море, занимался каякингом, пробовал разные. Так как несколько дней был шторм, особое удовольствие доставил короткий на котором я серфил. Перевернулся только пару раз, пока осваивался. Присоеденюсь к вышесказанному, неабываемые впечатления!
Юрий22:21 04.03.2018# 
Для фридайвинга сит-он однозначно лучше. Дошел до точки, кувыркнулся, отстрелялся, отснимался, заполз обратно и к следующей точке. Я море имею в виду, Черное, район Балаклавы. Легкость хода сильно отличается? И какая модель sit-on больше подходит для дальних расстояний? Благодарю.
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Германия Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.