По следам Пантеры.
Здравствуйте друзья!
Меня зовут Наиль и я по профессии столяр-краснодеревщик.
В детстве у меня была мечта построить собственную лодку и так потом сложилось по жизни, что я увлекся сплавами по порожистым речкам. Сплавлялся по карельским речкам и на надувной лодке и на Таймене и на катамаранах. И, примерно, год назад я решил попробовать спрыгнуть с "белой" воды на спокойную. В общем, я решил купить себе лодку. Долго изучал разные лодки и примерял их под свои требования. Одни были дорогими и красивыми, другие тоже красивыми и не дорогими но с особенностями которые меня не устраивали.. То размер лодки мал,то люки маленькие для багажа, то формы лодки не нравились.. В общем-как у всех)). И тут меня осенило!! Чего это я дурью маюсь??
В общем Вы поняли)). Я решил осуществить мечту детства)).
Требования к лодке у меня ,в общем то, были простые:
Помимо моей тушки весом 83 кг в ней должно помещаться походное снаряжение и продукты на полторы-две недели отдыха на воде для одного человека (килограмм 25).
С нее можно половить рыбу на спиннинг.
Она должна быть устойчива хотя бы на небольшой волне.
Плаванье не должно превращаться в тяжелую атлетику. Т.е 15-20 км пути в день я должен пройти в удовольствие, а не с высунутым языком.
Её я должен привезти на воду на своей (легковой)машине.
Она должна быть красивой)).
Технические подробности:
За основу была взята модель Пантера ,уважаемого Бьёрна Томассона в которую я внес необходимые мне изменения, хотя и понимал что могу этим испортить лодку.
Почему Пантера? Она показалась мне просто красивой лодкой)).
Оригинал. фото взято с сайта автора.
Мои изменения коснулись следующего: Убрал рокер днища почти полностью. Увеличил высоту передней палубы на 4 сантиметра и задней палубы на 2 см(это сделано для удобства ногам и увеличения объемов грузовых отсеков. Выпрямил линию палубы в районе кокпита. Изменил угол наклона форштевня. Большие грузовые люки. Сделал лодку шире оригинала. Увеличил высоту бортов в районе очка.
Пантера: Моя лодка:
Длинна 560/552 ватерлиния Длинна 562/559 ватерлиния
Ширина 52/49 ватерлиния Ширина 56/52 ватерлиния
Осадка 10 см Осадка 10см
Очко 78*39 см Очко 78*44 см
проектный вес - 16-19 кг вес фактический -38 кг
Т.е по весу лодка получилась как полиэтиленовая двушка той же длинны (например китайский seyak duo km-11). много ли это или мало?? Много. Очень много. Одному человеку таскать эту лодку ну очень не комфортно)). С другой стороны лодка получилась очень крепкой. Разбить ее будет очень трудно. А грузоподъемности хватает, прям за глаза. Например я грузил в нее личные вещи и в летнем варианте и в теплом с тремя парами обуви, три куртки, много-много всякого белья, 3-х местн.палатку, тенты, огромный спальный мешок , коврик-самонадувайку(7 см) шириной 75 см , нормальную падушку, еды на 1 человек на неделю(не экономя). вино-домино 5 литров, топор, пила, котелки, сковородки. рыболовные снасти, газовую плитку и т.д. Ну просто все что мне нужно было в походе без ограничений)). в следующий раз возьму еще бензопилу))).
Причем в лодку встроен аккумулятор 12в/32 а/ч, блок зарядки гаджетов, электрический насос для откачки воды из кабины (кстати, вещь полезная). Установлен держатель для спиннинга.
Т.е лодка получилась ,действительно, экспедиционная)). Для походов по более-менее спокойной воде на дальние расстояния.
снизу форштевня наклеен армированный скотч ( краска царапается же об камушки).
Строительство лодки:
Лодку я строил по классической реечной технологии деревянных лодок. В качестве материала использовал лиственницу, хотя и понимал, что лодка окажется тяжелой. Почему лиственница?
Во первых доступней чем канадский кедр и дешевле.
Во вторых в ней больше смолы и эту особенность можно использовать при изготовлении лодки. Смысл в том что рейку можно разогрев строительным феном согнуть и при остывании она примет новую форму. так получается меньше напряжений в древесине при сгибании рейки по профилю лодки. толщина рейки- 3.5 мм.
В третьих в лиственнице (а я покупал террасный планкен) нет сучков. Покупал я ее так чтобы распил получался радиальный. Продольные торцы реек обработал так чтобы получился замок в виде радиусов. Это дает возможность более плотно подогнать рейки между собой на радиусе шпангоутов. Эпоксидная смола КДА-М с отвердителем Этал-45м (с этим отвердителем не было необходимости поддерживать температуру в мастерской выше 15 градусов при оклейки стекловолокном). стеклоткань снаружи лодки- 200 г/м2 внутри лодки на днище - 400 г/м2 (это я ,зачем то, перестраховался). В смолу добавлял специальные колеры с той мыслью, чтобы при ударах и сколах краски смола не торчала из сколов белым бельмом (что и подтвердилось). Финишный слой был сделан автомобильными красками и лаком ( системная химия). перегородки в лодке делал из фанеры-8 мм.
немного фоток строительства лодки:
стапель.
шпангоуты
пошла жара))
всё! склеил!))
Отшкурил
Смола.
Прорезал люки и очко.
автогрунт перед покраской.
буду красить)).
покрасил))
Теперь о поведении лодки (кстати в таких лодках я сидел в первый раз)).
С ней я поехал в 11-ти дневный поход из Москвы на Ладогу. От дома 960 км с заездом в Бологое. Ладожские шхеры.
Маршрут: Вяттикя - Лахденпохья- Вяттикя. Маршрут не большой но и задачи не было наматывать километраж . Ехали отдыхать. Плавать между островов. Рыбачить. Ехали группой из 3-х человек- я и двое ребят на Таймене-2. Ребята немолодые, но опытные. На второй день похода понял, что маршрут я построил не правильно. Слишком короткий. Поэтому было много «дневок» на островах. В день ,груженным, я проходил на лодке 20 км вообще не напрягаясь. На волне высотой 50-60 см плыть можно. Лодка устойчива. А в шторм (волна до 1.5 метра высотой) я в озеро не полез - купаться в прохладной водичке мне не хотелось). Самое интересное, что в груженом виде она стоит в воде более приятно чем пустая. Единственный режим хода лодки, который вызывал чувство дискомфорта - это когда волна бьет строго в борт. Приходиться ловить баланс. В остальных режимах лодка просто режет волну не меняя направления движения. На курсе, с опущенным рулем, едет как поезд по рельсам ну или как броненосец в шторм )). В этом, кстати, и ее неудобство - ее довольно трудно развернуть на пяточке. Наверно мне не стоило так сильно убирать рокер днища. Если идти перпендикулярно волне (0.5-0.6 м) то волной заливало максимум первую треть носа лодки пару раз. И это-всё. Я, по быстрому, склеил перед поездкой из старого костюма химзащиты себе юбку но вода ни разу не попала на нее за все время плаванья (кстати, сделал карман на юбке для окурков сигарет- удобно).
По общему мнению команды (а все катались на лодке на стоянках) длинны весла 200 см вполне хватает. По борту веслом не стучишь, а грести прямо под лодкой энергетически очень выгодно. Причем покупал питерское дешевое весло, и оно само правильно встает в воде во время гребка. Держать его крепко в руке, чтобы не проворачивалось не обязательно.
Скорость груженой лодки при необходимости выдерживать временной интервал (это когда надо вовремя доехать до стоянки ) выше чем у груженного Тайменя-2. Ребята шутили, что всегда в сплавах их остальные догоняли, а сейчас им, самим, приходиться слегка напрягаться.
Очень забавные ощущения, когда набираешь скорость на ней и поворачиваешь руль в сторону волны. При повороте руля лодка наклоняется в сторону поворота и, врезаясь в волну, разрезает её. Толчков и ударов нет. Просто режет. Ощущение как будто едешь в поворотах на мотоцикле. Прикольно. Думаю это происходит от того что перо руля слегка отклоняется от вертикального положения во время движения и при повороте создает отклоняющую силу. Хотя, может, я не прав.
Груженная лодка
Пустая лодка.
Что буду менять в лодке (что не понравилось):
Автомобильная химия на покраску. Убилась на днище в хлам. Буду думать.
Сидушку. Сейчас стоит плоская сидушка как у табуретки из толстой фанеры и обрезков тур.коврика. Зад начинает болеть уже часа через 3-4. Буду ваять кресло для лимузина)).
Спинку. Сделана за 20 мин т.к уже не было времени что-то монументальное ваять.
Педали руля. Безобразное исполнение китайскими друзьями этого узла заставляет думать о модернизации.
Нужна маленькая тележка или система ремней на тело для переноски лодки.
Кстати моя реализация багажника на машину. Со штатным багажником я не рискнул ехать. Но с этой я пролетел по платной трассе туда-обратно с лодкой со средней скоростью 110 км/ч. Никаких проблем. Лодка на крыше держится как приклеенная.
Дополнительная опора ставиться на штатные болты крепления крышки багажника авто. Ничего не испортилось на машине. Поставил-снял.
Теперь чешутся руки сделать лодку для похода, например, по Белому морю. Максимально легкую и универсальную экспедиционную лодочку.
Пару видосиков по ссылке)):
https://vk.com/video236767776_456239029
https://vk.com/video236767776_456239025
Спасибо за внимание!! Всех благ!
https://vk.com/torex1
Комментарии (15)
https://yandex.ru/images/search?text=Финвал&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-19.userapi.com%2Fc834301%2Fv834301068%2F18320e%2FZT-pxEcEUDs.jpg&rpt=simage&source=qa&stype=image&lr=50&noreask=1&pos=9
Есть возможность поделиться чертежами?!
1) Для чего убирали рокер ?
2( ПОчему вышел такой вес ?
3) Сколько часов ушло на лодку ?
4) Какой краской красивли ?
2. Всё ж в тексте есть: тяжёлое дерево, толстенная ткань, 8мм переборки. Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
И всё же, красиво!
На дно от истирания клади Dynel.