Простая байдарка из фанеры
В 2010 году должно стукнуть 65 лет, сколько же можно работать на дядю, особенно коротким летом средней полосы, как-то задумался я. Решение пришло: лето буду гулять, причем гулять активно.
Лодок в жизни я не строил, хотя ходил на них и на яхтах все время, да и сейчас у меня две моторочки имеются. Захотелось веслами помахать, да и время зимнее провести. Свой выбор остановил на байдарке из фанеры, в основном из-за простоты и дефицита времени.
Скленные, не зачищенные шпангоуты
Проект из условия оптимального раскроя фанеры мне сделал Димон с форума Катера и Яхты во ФриШипе. Фанеру в количестве двух листов купил у одного нашего самодельного мастера. Она 4-мм, размер 2,44х1,22 м, водостойкая, склеена клеем ВИАМ-Б3. Такой клей использовался раньше и в авиации, и в судостроении. У меня Дракон был, покрытый ВИАМ-Б3. Длина байдарки 4,36 м, максимальная ширина 0,80 м. Оконечности не приподнимал для получения максимального водоизмещения, оно получилось где-то 162 кг при расчетной осадке 120 мм.
Сшивка корпуса
Байдарка симметричная, поэтому распилил листы пополам, сложил четыре листа, закрепил струбцинами и выпилил их по раскрою одновременно. Все это делалось у продавца фанеры в Рождество, т.е. 7 января, иначе бы мне их не увезти, нет верхнего багажника. В гараже обработал кромки по разметке вчистую под необходимым углом на глаз. На работе есть пустое теплое помещение с ровным полом, туда и отвез заготовки для склеивания, клеил встык на подкладке из такой же фанеры шириной 100 мм.
Постановка шпангоутов
Одновременно дома расчертил и собрал из реек три шпангоута. Выбор такой конструкции продиктован отсутствием толстой фанеры, из нее выпилить было бы проще.
За все время строительства, 2,5 месяца один раз в неделю часа по три, использовались шуруповерт, лобзик, ручной рубанок и шлифмашинки. Сшивка была произведена на медной проволоке, которую решил не вынимать. После сшивки вставлены на места шпангоуты: средний на миделе, а крайние, куда встали, а встали они, съехав примерно на 5 см к оконечностям. Крепление шпангоутов сделано на саморезах и эпоксидном клее. Перед окончательной постановкой шпангоутов врезаны и приклеены два днищевых стрингера.
Оконечный шпангоут
Следующим этапом была проклейка стыков фанеры. Делал я ее этапно по шпациям. Замешивал эпоксидку с древесной мукой довольно густо, примерно в пропорции 1:1. Наносил на стык, разравнивал полукруглым шпателем и тут же накрывал сухой лентой из стеклоткани, прикатывая ее кистью. Лента была электроизоляционная, я ее прожег дома на газу. После израсходования шпаклевки, разводил чистую смолу и пропитывал стеклотканевые ленты сверху, после чего клал еще полоску стеклоткани. Все оказалось достаточно легко и просто. Кстати, смолу я разводил порциями по 200 г.
Автор в работе
Палубные стрингеры ставились на клею и саморезах, к ним опять же на клею и саморезах привязана палуба. Все неровности, щели, отверстия с проволочками, стыки и шляпки саморезов зашпаклеваны эпоксидкой с древесной мукой. После высыхания все зашкурено ЛШМ. Лента машинки довольно быстро засирается смолой, поэтому расход их приличный.
Корпус сшит, шпангоуты и днищевые стрингера на месте
Оклейка стеклотканью. Я ее не люблю со времен яхтенной молодости. Оклейки я боялся, были муки, что вперед, намазать или наложить ткань всухую. Начитавшись в сети, я решил накладывать стеклоткань на сухой корпус, потом промазывать смолой, это оказалось правильно. Смолу наносил кистью на чистую сухую стеклоткань и грел феном. Она тут же пропитывает ткань и фанеру. Пройдя некоторый участок, к примеру, половину днища, я возвращался и наносил второй слой холодной смолы пластмассовым шпателем (кредитной картой), там где смола впитывалась быстрей, добавлял. Вообще надо добиться, чтобы структура ткани была не видна и была возможность шлифовать смолу, а не ткань. По делу надо наносить и третий слой после желатинизации смолы, но не полного отверждения, однако я этого не делал из экономии материалов и времени. Удобно греть смолу прямо на кисти, но очень быстро они твердеют: мыть их надо часто, чтобы удалять твердеющую смолу. Можно растворителем № 646 или 70% уксусной кислотой и водой с мылом.
Корпус после шпаклевки и шлифовки до оклейки
Поскольку борта оклеивались в вертикальном положении возникли подтеки, да и на горизонтальных участках смола из-за поверхностного натяжения бугрится, поэтому шлифовать пришлось. Делал это в целях экономии лент вибрационной шлиф машинкой. Фанера, конечно, не рейка из кедра, эстетика не та, поэтому буду красить, как только на улице потеплеет. Краска вероятнее всего будет какая-нибудь ЭП. Ну и еще надо сделать деревянный лакированный комингс кокпита.
Оклеенный корпус
Поскольку делал все в одиночку, фотографий процесса не много, но и чего-то особо хитрого в нем нет. Конечно, изобретать и придумывать что-то по ходу приходится, но именно поэтому процесс и становится творческим и интересным. Хотя я и не обижен по жизни должностями и уважением, все равно сам себя начинаешь уважать больше или скорее поддерживать тонус уважаемого, ну как в «Мимино», например.
Комментарии (11)
Ждем достройки, спуска на воду, отчета об испытаниях и путешествиях. Удачи!
http://forum.katera.ru/index.php?/forum/22-more-iakhty-i-kompiutery/