06.04.2010bober

Простая байдарка из фанеры


         В 2010 году должно стукнуть 65 лет, сколько же можно работать на дядю, особенно коротким летом средней полосы, как-то задумался я. Решение пришло: лето буду гулять, причем гулять активно.

         Лодок в жизни я не строил, хотя ходил на них и на яхтах все время, да и сейчас у меня две моторочки имеются. Захотелось веслами помахать, да и время зимнее провести. Свой выбор остановил на байдарке из фанеры, в основном из-за простоты и дефицита времени.

Скленные, не зачищенные шпангоуты

        Проект из условия оптимального раскроя фанеры мне сделал Димон с форума Катера и Яхты во ФриШипе. Фанеру в количестве двух листов купил у одного нашего самодельного мастера. Она 4-мм, размер 2,44х1,22 м, водостойкая, склеена клеем ВИАМ-Б3. Такой клей использовался раньше и в авиации, и в судостроении. У меня Дракон был, покрытый ВИАМ-Б3. Длина байдарки 4,36 м, максимальная ширина 0,80 м. Оконечности не приподнимал для получения максимального водоизмещения, оно   получилось где-то 162 кг при расчетной осадке 120 мм.

Сшивка корпуса

        Байдарка симметричная, поэтому распилил листы пополам, сложил четыре листа, закрепил струбцинами и выпилил их по раскрою одновременно. Все это делалось у продавца фанеры в Рождество, т.е. 7 января, иначе бы мне их не увезти, нет верхнего багажника. В гараже обработал кромки по разметке вчистую под необходимым углом на глаз. На работе есть пустое теплое помещение с ровным полом, туда и отвез заготовки для склеивания, клеил встык на подкладке из такой же фанеры шириной 100 мм.

Постановка шпангоутов

        Одновременно дома расчертил и собрал из реек три шпангоута. Выбор такой конструкции продиктован отсутствием толстой фанеры, из нее выпилить было бы проще.

        За все время строительства, 2,5 месяца один раз в неделю часа по три, использовались шуруповерт, лобзик, ручной рубанок и шлифмашинки. Сшивка была произведена на медной проволоке, которую решил не вынимать. После сшивки вставлены на места шпангоуты: средний на миделе, а крайние, куда встали, а встали они, съехав примерно на 5 см к оконечностям. Крепление шпангоутов сделано на саморезах и эпоксидном клее. Перед окончательной постановкой шпангоутов врезаны и приклеены два днищевых стрингера.

Оконечный шпангоут

        Следующим этапом была проклейка стыков фанеры. Делал я ее этапно по шпациям. Замешивал эпоксидку с древесной мукой довольно густо, примерно в пропорции 1:1. Наносил на стык, разравнивал полукруглым шпателем и тут же накрывал сухой лентой из стеклоткани, прикатывая ее кистью. Лента была электроизоляционная, я ее прожег дома на газу. После израсходования шпаклевки, разводил чистую смолу и пропитывал стеклотканевые ленты сверху, после чего клал еще полоску стеклоткани. Все оказалось достаточно легко и просто. Кстати, смолу я разводил порциями по 200 г.

Автор в работе

         Палубные стрингеры ставились на клею и саморезах, к ним опять же на клею и саморезах привязана палуба. Все неровности, щели, отверстия с проволочками, стыки и шляпки саморезов зашпаклеваны эпоксидкой с древесной мукой. После высыхания все зашкурено ЛШМ. Лента машинки довольно быстро засирается смолой, поэтому расход их приличный.

Корпус сшит, шпангоуты и днищевые стрингера на месте

        Оклейка стеклотканью. Я ее не люблю со времен яхтенной молодости. Оклейки я боялся, были муки, что вперед, намазать или наложить ткань всухую. Начитавшись в сети, я решил накладывать стеклоткань на сухой корпус, потом промазывать смолой, это оказалось правильно. Смолу наносил кистью на чистую сухую стеклоткань и грел феном. Она тут же пропитывает ткань и фанеру. Пройдя некоторый участок, к примеру, половину днища, я возвращался и наносил второй слой холодной смолы пластмассовым шпателем (кредитной картой), там где смола впитывалась быстрей, добавлял. Вообще надо добиться, чтобы структура ткани была не видна и была возможность шлифовать смолу, а не ткань. По делу надо наносить и третий слой после желатинизации смолы, но не полного отверждения, однако я этого не делал из экономии материалов и времени. Удобно греть смолу прямо на кисти, но очень быстро они твердеют: мыть их надо часто, чтобы удалять твердеющую смолу. Можно растворителем № 646 или 70% уксусной кислотой и водой с мылом.

Корпус после шпаклевки и шлифовки до оклейки

         Поскольку борта оклеивались в вертикальном положении возникли подтеки, да и на горизонтальных участках смола из-за поверхностного натяжения бугрится, поэтому шлифовать пришлось. Делал это в целях экономии лент вибрационной шлиф машинкой. Фанера, конечно, не рейка из кедра, эстетика не та, поэтому   буду красить, как только на улице потеплеет. Краска вероятнее всего будет какая-нибудь ЭП. Ну и еще надо сделать деревянный лакированный комингс кокпита.

Оклеенный корпус

         Поскольку делал все в одиночку, фотографий процесса не много, но и чего-то особо хитрого в нем нет. Конечно, изобретать и придумывать что-то по ходу приходится, но именно поэтому процесс и становится творческим и интересным. Хотя я и не обижен по жизни должностями и уважением, все равно сам себя начинаешь уважать больше или скорее поддерживать тонус уважаемого, ну как в «Мимино», например.

Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (11)

Andrey.Kalachinskiy14:06 08.04.2010# 
Во всем это процессе, самым важным мне кажется мотив. Уважаемый автор, "огляделся окрест" и наконец-то сделал то, о чем мечтал. Отодвинул в сторону все суперважные дела и потратил время и деньги на "пустячок", на игрушку. Но этот "пстячок" перетянет все сокровища мира.
Ждем достройки, спуска на воду, отчета об испытаниях и путешествиях. Удачи!
Славик10:01 07.05.2011# 
Спасибо вдохновили.
Анатолий20:57 15.08.2011# 
Здорово!!!! а можно чертежи выложить и фото готового изделия?
Вадим16:06 06.11.2011# 
Поделитесь со мной чертежами,пожалуйста.
shef5002:12 28.03.2012# 
Смотрю с огромным вниманием)))))))
геннадий08:25 23.06.2012# 
Афтору респект и уважуха
pens00:42 24.07.2013# 
Очень понравилось. Просто и со вкусом. Еще бы чертежи были и цены бы статье не было. Автор, слышишь? Поделись чертежами, пожалуйста.
кирилл01:58 19.05.2015# 
судя по терминологии не один год на судостроении? ширстрек какой толщины?)))
Анатолий20:44 27.06.2015# 
Здоровская идея! Какой у неё вес получился?
Vodnik05:57 08.12.2015# 
Строил-был интерес. Построил-интерес пропал. Такое иногда случается. Процесс изготовления для многих интереснее самой гребли.
Vodnik06:06 08.12.2015# 
Крой примитивный. В карене и фришипе в легкую любых размеров с раскроем на листы. На КиЯ тема фришипа есть.
http://forum.katera.ru/index.php?/forum/22-more-iakhty-i-kompiutery/
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.