Установка руля на морской каяк Wilderness Tempest 170
По результатам полутора сезонов на морском каяке Wilderness Tempest 170, обнаружил в данной модели весьма существенный для себя недостаток — отсутствие руля. На моем традиционном маршруте по акватории есть участки со стабильным боковым ветром. Достаточно утомительно постоянно подруливать в таких условиях, нерационально расходуя силы. Конечно, постепенно я привык к отсутствию руля, но зачем терпеть неудобства, если их можно устранить?Конечно, можно спросить, дескать, не проще ли поменять весь каяк на модель с рулем. Но дело в том, что у Wilderness нет моделей с такими обводами и рулем, а другого производителя каяков со столь идеальным сиденьем, обвязкой и прочими мелочами, я пока не нашел.
А не попробовать ли впихнуть невпихуемое? Модель абсолютно не предназначена для установки руля. Создал в форуме соответствующую тему, где обсудил с коллегами многообразие вариантов переделки кормы каяка — http://forum.sea-kayak.ru/viewtopic.php?f=14&t=394
В ходе обсуждения было принято решение изготовить кронштейн из нержавеющей стали, кронштейн крепить к корме каяка, а руль, соответственно, к кронштейну.
Wilderness Tempest 170 — так называемый «английский» стиль подразумевает не только отсутствие штатного руля, но также отсутствие каких-либо креплений для оного.
Для установки был выбран комплект SmartTrack Rudder System, как наиболее подходящий для монтажа на неприспособленную корму. На фото показаны лишь педали и пара рулевых перьев различного размера (заранее не смог определиться, какой размер требуется). Интересно, что перо руля тут гидродинамической формы, а не плоское, как его дюралевые собратья от других производителей.
По бумажной выкройке делаю чертеж кронштейна. Эдакий rudder mount for SmartTrack Rudder System для Wilderness Tempest 170.
Заказать изготовление кронштейна из нержавейки во Владивостоке оказалось достаточно просто. Отправил чертеж по e-mail, на следующий день заехал, забрал готовую деталь.
Корма каяка очень узкая, доступа изнутри нет.
Выгибаю кронштейн (толщина стали 1 мм, гнется руками вокруг резиновой киянки), после чего приклеиваю его двусторонним скотчем. Полированная нержавейка и гладкий полиэтилен имеют великолепную адгезию со скотчем на основе вспененной резины, оторвать приклеенный кронштейн не получилось.
Закрепляю кронштейн саморезами диаметром 4 мм.
Все свободное пространство, образованное внутренней частью кронштейна, тщательно заполняю расплавленным пластиком из клеевого пистолета. Теперь при вертикальных ударах нагрузка распределяется по внешней поверхности узкой части кормы. Держится весьма прочно, каяк удобно переносить за этот кронштейн, для чего делаю пластик слегка выступающим за контур металла — чтобы при переноске сталь не резала руки.
Устанавливаю обойму руля. Механизм быстросъемный — при транспортировке руль можно отстегивать и крепить под резинки на палубу.
Отважно сверлю в каяке отверстия для прокладки тросов.
Тросы управления рулем протянуты в пластиковых трубках (труба в комплекте с рулем не идет, заказывается дополнительно).
Попутно устанавливаю педали. С этой деталью проблем не возникло — идеально встали вместо штатных ножных упоров Tempest. Вероятно, существует некий стандарт соблюдаемый разными производителями. Педали у рулей SmartTrack выполнены из двух половинок. Нижняя — неподвижная, служит упором для ног, верхняя — подвижная, используется для управления рулем. Таким образом, нет необходимости в поднятом положении фиксировать перо руля в средней позиции.
Соединяю тросы с коромыслом руля. Допуски и посадки у бобышек зажимающих трос оказались, мягко говоря, несоответствующие. Пришлось поработать напильником.
Вид сверху. Все достаточно просто и примитивно. В этой части SmartTrack не отличается от любого другого руля для каяка.
Монтирую перо руля. Руль максимально заглубил, понимаю, что решение достаточно спорное, но по опыту эксплуатации на нашей акватории Ocean Kayak с весьма длинным рулем, вспоминаю, как неудобно, когда на коротких крутых волнах руль периодически оказывается вне воды — становится сложно держать курс.
SmartTrack имеет достаточно оригинальную систему подъема. В нижнем рабочем положении руль прижимается только усилием встроенной в перо спиральной пружины. Должен достаточно легко откидываться при касании дна. Усилие прижатия пружиной регулируется. В верхнем нерабочем положении руль держится за счет натяжения единственной веревки. Для спуска в воду веревку нужно ослабить, для подъема руля из воды — натянуть.
Управляющий конец веревки монтирую ближе к передней части очка кокпита.
Веревку закрепляю пластиковыми проушинами, чтобы не провисала, не цеплялась и глаза не мозолила. На этой операции установка руля завершена. Осталось спустить каяк на воду и провести натурные испытания.
Испытал. Прошел 25 километров под различными углами к ветру и волне. Руль на Tempest 170 полностью оправдывает затраченные на установку усилия.
Комментарии (36)
Впрочем, ни на что это не влияет, поскольку трос прокладывается так, чтобы и в ненатянутом состоянии не мешал и не провисал.
На волны какой-либо заметной реакции не обнаружено.
Вот при прыжке со льдины получится сильный удар о кромку льда, но это с любым рулем такая фигня.
руль не за что не цепляет по той причине, что он стоит на пружине. Если и зацепит, то руль сразу "согнется" и коряга или трава слитит с руля.
Специфика конечно другая в этом случае, но в копилку "граблей" (это я про "Салют") можно записать.
для сплавов есть свои отдельные типы каяков... более пригодные для этого дела.
То есть можно во время долго гребли по прямой переставить ноги на неподвижную площадку педалей, и руль при этом сохранит прямое положение?
Удачи в эксплуатации! А ширина пера где то миллиметров 80?
Но за идеи - спасибо!
У нас на "Тайменях" установлены простые педали и перо руля гораздо большей площади...
Удачи всем на маршрутах и надёжных попутчиков!
Но в процессе знакомство с лодкой был приятно удивлен ее возможностями в управлении и маневренности. Очень легко ставить и удерживать большой крен (45 градусов). А с таким креном лодка без проблем разворачивается так же хорошо, как и с рулем.