Терский берег Белого моря. Сосновка – Умба, 330 км на байдарке
Всем привет. Решил выложить свой первый отчет сюда. Информация точно окажется полезной, так как Терский берег описан, как мне показалось, недостаточно полно.
Прошлогодний поход подарил нам незабываемые впечатления, и в 2015 году мы решили вновь пойти по Белому морю, но уже по другому берегу.
Нам пришлось делать непростой выбор из нескольких вариантов, включавших поход по Байкалу, до или от Архангельска и, пожалуй, самый безумный – вдоль побережья Баренцева моря от Териберки. Последний мы отмели почти сразу ввиду его практической неосуществимости при нашем текущем уровне подготовки и оснащенности, да и пограничные зоны и 50 километров заповедника добавляли сложности и без того непростому скалистому берегу, где просто так не пристать, да и с моря идет очень мощная волна. Вообще не представляю как там пристать и выйти, если задует сильно.
Архангельск показался нам недостаточно интересным, и мы заменили его на Терский берег. Даша нашла вариант заброски в село Сосновка вертолетом из Ловозера, и мы стали прорабатывать именно этот маршрут, хотя признаюсь, что выбор не в пользу Байкала дался нам тяжело: уж больно хочется побывать там.
Внимательное изучение фотографий на Google Earth показало места, используемые туристами и рыбаками для стоянок, и все они были перенесены на единственную найденную в Москве карту Мурманской области масштабом 5км. В целом удобно иметь пятикилометровку с отметками основных опорных точек и расстояниями. Расстояния в этот раз я промерял тщательнее, и линейкой на картах и курвиметром, закладывал сверху 10% и как показал результат, погрешность была минимальна.
Снаряжение
Если говорить о снаряжении, то оно не претерпело особых изменений. В том, что касается байдарки, добавился лишь парус и стальные тросики, обкатанные на Финском заливе. Из одежды я купил новую куртку в обмен старой, не слишком удобной, а также новые перчатки. Ввиду прогнозов на +5 градусов также купили мембранные варежки, надевающиеся на весло. Оказались совершенно бесполезными.
Небольшие изменения претерпел бивак. Наш старый Jetboil Flash мы заменили на Jetboil MiniMo, в основном из-за тонкой регулировки подачи газа. Это оказалось очень удобно и полезно, наконец-то Jetboil избавился от своих “детских болезней” и стал системой для приготовления еды, а не просто кипятильником.
Самым дорогим, и вместе с тем, полезным приобретением стала палатка Hilleberg Nallo 2GT.
Я долго выбирал между ней и Helsport’ом, и остановился на шведах. Терский берег почти на всем протяжении безлесый, и прятаться от дождя решительно негде, так что нам надо было как-то решить вопрос с дополнительным пространством, где мы бы прятались и жили во время дождя. Подвешиваемый внутренник и огромный тамбур лихо решили эту проблему, а невысокий вес и надежная конструкция, являющаяся отличительной чертой Хиллебергов, делают её действительно идеальным выбором. Важно также то, что внутренник не сетчатый, как у нашего старого Мармота, и сам по себе он значительно теплее. Возможность поставить внешний слой сначала – большой плюс во время дождя. Палатка ставится за 2-3 минуты, а под тентом на 3-4 градуса теплее, чем снаружи.
Совокупность этих факторов сделала наш быт максимально удобным, что ни в какое сравнение не идет с прошлым годом.
Вместо Дашиного старого рюкзака Red Fox, занимавшего приличное количество места, купили баул Patagonia Black Hole 120L. Главные плюсы – весит 1,3кг и сворачивается очень компактно, намного лучше аналогов.
Из электроники был приобретен новый Spot Gen 3, анемометр и новый Garmin GPSMAP 78s со специальным чехлом, минимизирующим контакт девайса с водой. Как показал прошлый год, водонепроницаемые устройства так же подвержены разрушительному воздействию соленой воды, как и обычные.
Для фотосъемки мы купили наш первый фотоаппарат Sony RX100 mkIII и PeliCase к нему, чтобы всегда держать его на палубе.
В этот раз мы не брали гидратор ввиду его относительно невысокого удобства, заменили на обычные полуторалитровые бутылки.
Поменяли нож на более универсальный и удобный, ну и какие-то мелочи, которые не стоят упоминания.
Был учтен весь опыт прошлых походов, и на основании него собран, на текущий момент, наилучший комплект снаряжения.
Список снаряжения с примерным весом
Аптечку собирали под надзором и консультацией специалиста, и, как мне кажется, её бы хватило, чтобы поднять на ноги небольшую группу туристов. Пришлось даже купить новый чехол для нее.
Еда
Раскладка не сильно отличалась от прошлогодней. Важным изменением стал отказ от сублиматов: во-первых, их перестали возить из-за санкций, а во-вторых, скакнувший курс доллара делал их дорогим удовольствием, почти 1000р за пакет. На эту тысячу были закуплены упаковки супа и всяческие добавки к ним: мясо, сушеные овощи и другие. Оказалось, что супы готовить не сильно сложнее и дольше, и в принципе они не менее питательны, так что из трех взятых нами пачек сублимата мы использовали лишь одну и еще одну планировали в случае чего съесть на воде.
В раскладку также добавили витамины, о которых забыли в прошлом году.
С раскладкой можно ознакомиться тут
Маршрут
Ссылка на Google MapsНачало (12 – 15 июля 2015)
На вокзале нас провожает Катя и едущий в Питер Макар. Он специально взял билет на наш поезд, чтобы помочь загрузиться. Благодаря ему, мы экономим кучу сил и в благодарность кормим ужином.
Сама по себе вертолетная заброска требует другого подхода. Мы могли бы зафрахтовать весь вертолет, но стоимость такой поездки нас бы не сильно порадовала. Мы же решили попытать удачи и влезть в рейсовый вертолет Ловозеро – Каневка – Краснощелье – Сосновка. Ходит он раз в неделю, стоит 2776 на человека, но вот только туристов туда могут не пустить, если будет слишком много местных, о чем нам сообщили работники администрации Ловозера. За положенные две недели я позвонил туда и записал нас и наши 100 килограмм груза. Стоит сказать, что груз там тоже регламентирован, и “можно брать только по 20 на человека, остальное на усмотрение”.
Как я узнал, Ми-8 на этом маршруте может взять на борт максимум 22 человека и простой подсчет средней массы человека и груза показывал, что вертолет можно загрузить еще как минимум тонной груза, так что я был в принципе спокоен.
До Мурманска ехали на любимой “Арктике”, в этот раз познакомившись с её темной стороной – вагоном-рестораном. Это ужасное место с непомерными ценами, маленькими порциями, кислорожим персоналом, каким-то постоянным шансоном или включенным на всю начальницей вагона сериалом про ментов. Ни отдохнуть нормально, ни поесть, хотя блюда в принципе сносные.
В Мурманске нас встречает Слава, везет домой. В городе пасмурно, идет дождь и +8-10. В этот же день мы докупаем некоторые продукты, покупаем Даше забытый дома баффик, покупаем резервный телефон, нокию “за 1000 рублей” и вечером ужинаем веселой толпой с родственниками.
Наутро со скрипом влезаем в местное такси и первыми прибываем на аэродром. Мы немного нервничаем, видя, что люди, входящие после нас, тоже тащат немало вещей. Но сомнения быстро развеиваются: работники аэродрома не сильно-то удивляются, когда суммарный вес нашего груза доходит до отметки 129кг.
Нам выписывают квиток на оплату 89 килограмм перевеса (по 27 рублей за килограмм), и, заплатив в общей сложности около 8 тысяч рублей, мы садимся ждать отправления. Кстати, с начала июня, когда мы звонили в Ловозеро в первый раз, нам не раз сообщали, что планируется введение коммерческого тарифа для туристов, около 12-14 тысяч рублей. Мы были морально и материально готовы, но бюрократические проволочки, видимо, застопорили процесс на какой-то стадии, и за неделю до вылета нас уверили, что цены не вырастут.
Из хороших новостей: почти все летят в Сосновку, и это будет первой точкой остановки вертолёта, обычно это последний пункт и мы были готовы трястись часа 4 с остановками.
Экипаж немного задерживается. Грузимся в вертолет. Он почти весь набит продуктами, стоит приятный запах хлеба. Мои предположения относительно использования этой машины подтвердились: по-другому никак нельзя забросить еду в то же Краснощелье. Если в Сосновку еще изредка ходит судно “Клавдия Еланская”, от которой пришлось отказаться из-за неудобного расписания, то в другие села и дороги то как таковой нет. Мы ютимся у ящиков с йогуртами и канистрами с ГСМ, с нетерпением ждем взлёта, ведь для нас это первый полёт на вертолёте. Он нехотя раскачивается, и со стороны, наверное, похож на пыхтящего майского жука; гул винтов становится все сильнее и мы медленно отрываемся от земли. Полёт очень понравился, все полтора часа мы рассматривали красивую, необычную, ни на что не похожую тундру Кольского полуострова.
Сделав эффектный полукруг над морем, заходим на посадку, разгружаемся. Люди встречают своих родственников, которых не видели минимум неделю, вертолет тут ходит только по средам. К нам подходит представитель местной администрации, узнает о наших целях и о том, собираемся ли мы лететь обратно. При теоретической возможности такого варианта, мы на него не рассчитываем, и я узнаю о том, где набрать воды, справляемся о погоде. Это самое холодное и промозглое лето на Кольском за последние годы, хоть в чем-то прогнозы не врут. Связи в Сосновке нет, только таксофон. Но звонить мы никому не собираемся, все и так в курсе, что мы вылетели из Ловозера, так что я отправляю “ОК” со Spot’а.
Вертолет улетает и в голове что-то переключается. Всё, назад уже пути нет. Мы в селе без связи где-то в горле Белого моря, и выбраться отсюда можно только через неделю тем же рейсом.
Подумать только, прошло уже 3 дня с отправления из Москвы, а мы даже не начали грести, никогда еще подход под маршрут не занимал у нас столько времени.
Замечаем три современных ветряка: один стоит, но неподвижен и два на земле. Оказывается, их поставили недавно, но кто-то видать где-то распилил и накосячил с обслуживанием, так что вместо энергии ветра вся деревня использует дизельный генератор, включающийся на несколько часов в день. Вот такая альтернативная энергетика.
Под начавшимся дождем таскаем вещи к побережью, ставим палатку, готовим обед в нашем “ангаре”. С первого раза палатка оправдывает себя на все 100. В ней много места, удобно сидеть, удобно готовить в дождь.
Дождь стихает, и мы гуляем вдоль берега, отмахиваясь от туч комаров, начинаем собирать байдарку. К нам подъезжает местная пожилая пара на голубой “копейке”. Они идут проверять свою сеть, жалуются на рыбнадзор, просят нас последить за горизонтом.
Пока мы собираем байдарку, мимо нас проходит местная бабушка и у нас завязывается длинный разговор о море, о местной природе, людях, о том, кем и как работают её дети и внуки, кто где рыбачит. Мы узнаем, что морошка зреет здесь в три “волны” (точного термина, используемого ей, мы не запомнили). Первая – в лесу, вторая – в болотах, третья – у моря, и судя по цвету, в этом году больше всего должно быть у моря. Но вид голых кустов черники нас совсем не вдохновляет, в ближайшую неделю нам точно не поесть ягоды, украшавшей наш стол в прошлом году.
Отлив показывает чудовищную литораль, по которой нам предстоит завтра тащиться. Повсюду снуют кулики-сороки, небольшие черно-белые птицы с ярко-красными клювами, но ладно бы они просто сновали, так они бессовестно и беспрерывно пищат. Летают пилотажными группами по трое, не затыкаясь. Ковыряются в литорали, а все время, что их клюв не занят поиском ракообразных и червей, он издает мерзкие писклявые звуки. Рождается девиз нашего похода “Кулики, идите на х..”
Часть 1. Сосновка – Чапома. (16 – 19 июля 2015)
Встаем в 4 утра, чтобы успеть к приливу, он начнется в 6. Опаздывать, равно как и начинать раньше, нам нельзя: в Горле очень сильные приливные и отливные течения, а нам поможет только приливное. Бороться с отливным бесполезно, так что мы быстро собираемся, и так же быстро убеждаемся в ошибках наших оценок, литораль значительно больше, чем мы хотели, около 700 метров.
Мы с трудом тащим байдарку, паркуем ее на границе отливной зоны, а затем я гружу на себя с помощью стропы, как коромысла, Икеевские мешки груженые вещами и большой баул. Спасибо кроссфиту, я могу поднять такой груз и не сломать спину, и даже немного ускоряюсь, чтобы проверить, хорошо ли я привязал байдарку, ведь уже начался прилив и он потихоньку поднимает и уносит с собой наше судно. Все закреплено хорошо, мы грузимся уже по колено в воде и выходим спустя полтора часа после начала прилива. Потратили столько сил, что хочется отдохнуть. Но нельзя, впереди гребля.
С утра холодно, хоть и солнечно, ветер дует с суши, и неплохо помогает нам. Расплатой за эту помощь является то, что нас все дальше относит от берега. В этой части он настолько однообразен и лишен каких бы то ни было ориентиров, что трудно сказать, на каком расстоянии ты находишься, километр, два. Нас относит на три, что вообще никак не ощущается.
В этом походе мы окончательно утверждаем новый график работы. 50 минут гребли – 10 минут отдыха. После 7 ходовых часов 30 минут гребли – 10 минут отдыха. Работает он хорошо, и в целом мы чувствуем себя хорошо.
В конце четвертого часа, сделав 25 километров, мы принимаем решение грести к берегу, так как не уверены в том, что на мысу Погорельский можно встать, а также опасаемся приближающегося отлива, который может совсем остановить нас.
Направляемся к избе Лиходеевка, и опять берег играет с нами злые шутки. С воды непонятно, где что расположено, да и сам берег лишен как таковых ярко выраженных губ или мысов, и мы принимаем за Лиходеевку маленький сарай, но вовремя корректируемся и заканчиваем наш короткий день, чуть-чуть не дотянув до 30 километров. Странное ощущение заканчивать ходовой день до обеда.
Отлив начинается уже когда мы заканчиваем обед. Странно, но он приходит минут на 40 позже, чем в Сосновке, хотя мы отошли всего на 30 километров. Я предполагаю, что на 30 километров вдоль берега график приливов и отливов должен сдвигаться примерно на 40-60 минут. Завтра мы будем проверять это правило, и оно будет выполняться на протяжении всей узкой части Горла.
На берегу находим оленьи рога, ставим палатку на пригорке вблизи избы. Изба приятная, убранная, и в ней удобно прятаться от комаров, что мы и делаем. Кого вообще кусают все эти орды комаров, когда здесь нет туристов?
Загрузка... | Обсудить на форуме |
Комментарии (32)
Молодцы !
Камеру жалко.
вопрос - сколько потрачено кровных в рублях всего ?
И еще раз молодцы !
Если честно, мы не особо считали бюджет поездки.
На поезда потратили на двоих около 24000 (купе в Арктике + багажный вагон), 8000 на вертолет, еще 8000 на все трансферы. Еда стоила нам около 12000. Итого, около 52000.
Остальное это снаряжение, не уверен, что его нужно вписывать в бюджет конкретного путешествия, ведь им будем пользоваться и дальше. Если интересна его стоимость, то можно пройти по ссылкам или прогуглить конкретные модели. Палатка вот стоила 800 долларов, при нынешнем курсе, дороже чем байдарка )
По поводу бензина, думаю, вам не откажут местные. Они показались мне людьми отзывчивыми и добрыми, у некоторых есть квадроциклы и лодки, были замечены бензопилы, так что бензин точно должен быть.
Катамарнные отчеты по этому участку отстутсвуют по простой причине - это самое унылое побережье белого моря. Каты от Поноя идут через горло на Зимннее побережье.
Я нигде не позиционирую нас как супер профессионалов, мы скорее "пляжники", и в таких походах отдыхаем. Любое мнение субъективно, и профессионал, прочитав наш отчет, сделает для себя определенные пометочки. Что-то отметит как преувеличение, но спишет на наш любительский уровень.
Пластики и тренировки у бурноводников это наш следующий шаг.
Отвечая сразу на все комменты, мы умеем ходить с раскладкой по 800гр/день на человека, у меня довольно большой альпинистский опыт. Недавно ходили пешку на неделю с 12кг рюкзаками. Каяк же нравится тем, что можно закинуть сколько угодно еды и есть моего любимого жевательного мармелада вдосталь )
А по поводу одежды, опять же, люблю, когда на стоянке можно одеться в сухое и чистое. Теплые куртки у нас очень легкие, Patagonia Nano Puff, весят меньше флисок, они же и подушки. Гидрокостюмы Palm, мембрана. Действительно тяжелые спальники, на них можно в сумме больше килограмма сэкономить. У меня уже есть табличка, где я пересобираю снаряжение, чтобы больше не доходить до отметки "129".
По поводу минимизации очень надеюсь в следующем сезоне это проверить на своей шкуре. Ладога – и правда баржа, уже посмотрел устройство морских каяков и крепко призадумался :) Начнем со спальников, которые сейчас имеют неприлично большой объем и вес, а дальше будем отрезать.
ИМХО, свободного времени на посидеть-помечтать оставаться не должно. Его лучше на сон потратить. Но, возможно, я просто не фотограф и не блогер. )))
http://www.backcountry.com/exped-air-pillow?ti=UExQIENhdDpDYW1waW5nIFBpbGxvd3M6MToxMDpiY3NDYXQ3MTEwMDAxMzY&skid=XPD0025-RYRD-L
Время на обустройство и перепаковывание вещей не тратишь, спать удобно, а объем и вес минимальны.
http://alpindustria.ru/catalog/bivysacks/bivy_accessories/162668/113572/?id=113572
Или вот так живьем в палатке:
Я бы с удовольствием ходил в каякерской куртке по суше, но это неудобно.
Для вас не будет разницы от чего намокла ваша одежда, от пота или от дождя.
Были случаи, когда мелкая шушера прогрызала палатки, обильно унавоженные остатками трапез. Так что и без медведей жрать в палатке не камильфо.
но 129кг на двоих, извините - за гранью добра и зла.
Надо учитывать, что 129 (если весы не ошибались) это вес вообще всего снаряжения, кроме, пожалуй легких штормовок и штанов, которые на нас были.
Байдарка с парусом, веслами и прочим обвесом (40кг), вся еда с расчетом на 20-22 дня (около 45, но я еще конфет набрал килограмма на 2. Да, мы любим от души пожрать), так что полезного груза и одежды примерно на 40 кило. Если посмотреть раскладку по снаряге, то видно, что ничего особо лишнего то и нет. Может быть 10 килограмм выкинул, но не больше.
http://twopuffins.com/gulf-of-finland/
С пограничниками согласовывали своё плавание или просто забили?
Выборгский залив - режимная акватория, надо уведомлять по телефону. Но местное население откровенно забивает на режим и на выходных целыми семьями тусит в заливе. Погранцы это знают и смотрят сквозь пальцы. Рубеж - линия мыс Бычья Голова - мыс Вепревский. За этой линией (т.е. уже в Финском заливе) режим более строгий по словам самих пограничников, и требуется письменное разрешение. А как на самом деле?
Подскажите, у вас в списке одежды фигурирует каячная одежда и утепленные куртки. Расскажите, какие и как себя показали?