26.11.2011Павел

На каяках по реке Умба, Кандалакшский залив Белого моря (часть 1). 25 июля - 5 августа 2011

25 июля – 5 августа 2011, 222 км.

Участники:

Павел Лебедев. Каяк Prijon Yukon Expedition.

Александр Башарин, Мария Вениг. Байдарка «Вьюн».

Станислав Капралов, Наталья Лагуткина. Байдарка «Свирь».

Андрей Беспалов, Валентина Сергеева. Байдарка «Вьюн».

Олег Зейкин, Наталья Круглова. Байдарка «Маринка».

 

П.Лебедев – текст, фото.

М.Вениг – фото.

А.Беспалов, В.Сергеева – фото, видео.

С.Капралов – фото. 

 

1. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ

1.1. Идея маршрута

Желание пройти
классическую речку Умба, что в Мурманской области, возникло ещё в 2009-м, т.е.
двумя годами раньше, чем это было фактически осуществлено. Как приятный бонус
хотелось добавить к ней морской переход до Кандалакши. Тогда, в 2009-м я
причислял себя к бурноводникам, и речная часть этого маршрута являлась для меня
основной, а морской переход предполагался просто как необязательное дополнение
на случай, если останется время. Однако спустя два года мои пристрастия
радикально изменились, и к моменту проведения этого похода меня интересовала
исключительно морская часть. Ну а речная часть воспринималась уже просто
рутинной необходимостью. Соответственно в данном повествовании упор сделан
именно на море. 

 1.2. Заповедник

Основная
неприятность Кандалакшского залива это анклавы Кандалакшского заповедника. Заповедными
являются все острова в заливе, а также вся акватория Порьей губы, включая
цепочку островов, расположенных у входа в губу. Позвонил в заповедник.
Оказалось, что пропуска туристам не выдаются никогда. А что касается Порьей
губы, то запрещено не только причаливать к островам в Порьей губе, но и даже
заходить в акваторию! Пропуска выдают только на острова близ Кандалакши для
сбора ягод, и то только в августе. 

Поэтому мы
решили все заповедные места залива просто обойти, в том числе и Порью губу. Если
посмотреть на карты залива разных годов изданий, то видно, что границы
заповедника постоянно пересматриваются в сторону увеличения, поэтому руководствоваться
надо границами, опубликованными на сайте заповедника. 

 1.3. Заброска и выброска

Решили поехать
на поезде. Туда надо было ехать до станции Апатиты, а от станции около 50 км на
местной машине на мост через Умбу (такова стандартная заброска на эту речку). Заказали
машину в фирме Колвица-Тур. Обратно надо было уезжать со станции Кандалакша. До
района Кандалакши предполагали дойти своим ходом по морю. Для поездки
непосредственно с побережья до вокзала тоже предварительно заказали машину и
тоже в Колвица-Тур. 

В Апатиты я
каяк отправил транспортной компанией «Севертранс», из Кандалакши в Питер тоже
«Севетрансом».

 1.4. Ещё раз о весле

В прошлом морском
походе я опробовал новое весло Aqua Bound Manta Ray Carbon (длина 220 см) и впечатления от
этого весла у меня тогда сложились самые положительные. После второго похода
восторг сменился глубоким разочарованием. Я обратил внимание, что из-за этого
весла у меня частенько во время гребли побаливают запястья. А при
продолжительной гребле против ветра, т.е. когда усилие на весле очень большое,
то грести приходится буквально пересиливая боль! Сначала думал, что у меня
просто руки слабые. Но после похода в переписке с одним питерским каякером
узнал, что у него при гребле болит левое запястье. И гребёт он таким же веслом Manta
Ray! Что же это за садистское весло такое? Возможно, что сказываются лопасти увеличенной
площади. Наверное, с моделью Sting Ray,
у которой лопасти стандартного размера, таких проблем бы не было. Но в любом
случае для себя решил так: весло Manta Ray списывается в запас, а к следующему
сезону должно быть куплено другое весло, причём обязательно с кривым шафтом,
т.к. это позволит снизить нагрузку на запястья. Пока приглядываюсь к
американским вёслам от фирмы «Adventure Technology»с
эргономичным шафтом.

 1.5. Об укачивании

В прошлом году
на Белом море Костик жаловался мне, что его в каяке на волнах укачивает. Я категорически
отказывался в это верить. Но прошёл год и вот опять. Укачало Валю на «Вьюне».
Так что в следующие морские походы видимо придётся брать таблетки от
укачивания, т.к. проблема действительно существует. 

 1.6. Движение в строю

В этом походе
в нашей группе оказалось рекордное количество лодок. Пять вместе со мной! И тут
выяснилось, что идти такой толпой по морю совсем не просто. Всегда находился кто-нибудь, кто не оглядываясь уструячит
на километр вперёд. В связи с тем, что я подобное допустил несколько раз, то как
руководитель ставлю сам себе жирную двойку. В следующих походах к гонщикам буду
применять самые решительные меры!   1.7. О GPS приёмнике

В этом походе
я убрал уже свой второй по счёту приёмник. Это был Garmin eTrex H. Предыдущая жертва тоже был Garmin eTrex H. Герметичность корпуса обоих экземпляров лично у меня сомнений
не вызывает, т.к. в порогах они у меня купались, полоскались и ныряли регулярно
без каких либо последствий, при этом я их никогда не упаковывал и вообще
обращался самым варварским способом. Предполагаю, что оба раза приборы убивала
морская вода, попавшая внутрь при замене батареек на воде. Хорошо, что с собой всегда
был запасной Garmin GPS72. Старый, но не убиваемый и потрясающе удобный!
Следующий куплю Garmin GPSMAP78S! Славный продолжатель традиций 72-го! Но вот с
заменой батареек на воде надо быть аккуратнее. 

 2. ХРОНОЛОГИЯ

22 июля, пт.

На Ладожский вокзал
я приехал налегке, т.к. лодка и часть снаряги уехали своим ходом. На вокзале
жуткая духота! Достал метеостанцию. Показала 29 градусов. Зал ожидания
переполнен, кругом горы рюкзаков. У нас тоже своя гора. Нас семеро. Ещё двое
должны приехать непосредственно на речку. 

Таскать наши
шмотки к поезду мы начали за 30 минут до отправления. Ели успели! Взмокли и
устали! Часть рюкзаков сдуру загрузили не в тот вагон! 

В нашем вагоне
было +30. Кондиционер был, но когда поезд не двигался его выключали. Из-за этого
ночью я на своей верхней полке чуть не сдох. С ностальгией вспоминал
автомобильную поездку в Норвегию через Финляндию, из которой вернулся всего 3
недели назад.   

23 июля, сб.

Провели в
поезде почти весь день. Жара, за окном мелькают деревья. При подъезде к
Кандалакше поезд пересекает маленькие морские заливчики с видом на сопки
Кандалакшского берега.

16:50.
Приехали в Апатиты. Нас встретил водитель на буханке от «Колвица Тур».
Загрузились и поехали на речку. По дороге заехали в терминал «Севертранса» и забрали
мой каяк.  
Загрузка...
 

1. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ

1.1. Идея маршрута

Желание пройти классическую речку Умба, что в Мурманской области, возникло ещё в 2009-м, т.е. двумя годами раньше, чем это было фактически осуществлено. Как приятный бонус хотелось добавить к ней морской переход до Кандалакши. Тогда, в 2009-м я причислял себя к бурноводникам, и речная часть этого маршрута являлась для меня основной, а морской переход предполагался просто как необязательное дополнение на случай, если останется время. Однако спустя два года мои пристрастия радикально изменились, и к моменту проведения этого похода меня интересовала исключительно морская часть. Ну а речная часть воспринималась уже просто рутинной необходимостью. Соответственно в данном повествовании упор сделан именно на море.

 1.2. Заповедник

Основная неприятность Кандалакшского залива это анклавы Кандалакшского заповедника. Заповедными являются все острова в заливе, а также вся акватория Порьей губы, включая цепочку островов, расположенных у входа в губу. Позвонил в заповедник. Оказалось, что пропуска туристам не выдаются никогда. А что касается Порьей губы, то запрещено не только причаливать к островам в Порьей губе, но и даже заходить в акваторию! Пропуска выдают только на острова близ Кандалакши для сбора ягод, и то только в августе.

Поэтому мы решили все заповедные места залива просто обойти, в том числе и Порью губу. Если посмотреть на карты залива разных годов изданий, то видно, что границы заповедника постоянно пересматриваются в сторону увеличения, поэтому руководствоваться надо границами, опубликованными на сайте заповедника.

 1.3. Заброска и выброска

Решили поехать на поезде. Туда надо было ехать до станции Апатиты, а от станции около 50 км на местной машине на мост через Умбу (такова стандартная заброска на эту речку). Заказали машину в фирме Колвица-Тур. Обратно надо было уезжать со станции Кандалакша. До района Кандалакши предполагали дойти своим ходом по морю. Для поездки непосредственно с побережья до вокзала тоже предварительно заказали машину и тоже в Колвица-Тур.

В Апатиты я каяк отправил транспортной компанией «Севертранс», из Кандалакши в Питер тоже «Севетрансом».

 1.4. Ещё раз о весле

В прошлом морском походе я опробовал новое весло Aqua Bound Manta Ray Carbon (длина 220 см) и впечатления от этого весла у меня тогда сложились самые положительные. После второго похода восторг сменился глубоким разочарованием. Я обратил внимание, что из-за этого весла у меня частенько во время гребли побаливают запястья. А при продолжительной гребле против ветра, т.е. когда усилие на весле очень большое, то грести приходится буквально пересиливая боль! Сначала думал, что у меня просто руки слабые. Но после похода в переписке с одним питерским каякером узнал, что у него при гребле болит левое запястье. И гребёт он таким же веслом Manta Ray! Что же это за садистское весло такое? Возможно, что сказываются лопасти увеличенной площади. Наверное, с моделью Sting Ray, у которой лопасти стандартного размера, таких проблем бы не было. Но в любом случае для себя решил так: весло Manta Ray списывается в запас, а к следующему сезону должно быть куплено другое весло, причём обязательно с кривым шафтом, т.к. это позволит снизить нагрузку на запястья. Пока приглядываюсь к американским вёслам от фирмы «Adventure Technology»с эргономичным шафтом.

 1.5. Об укачивании

В прошлом году на Белом море Костик жаловался мне, что его в каяке на волнах укачивает. Я категорически отказывался в это верить. Но прошёл год и вот опять. Укачало Валю на «Вьюне». Так что в следующие морские походы видимо придётся брать таблетки от укачивания, т.к. проблема действительно существует.

 1.6. Движение в строю

В этом походе в нашей группе оказалось рекордное количество лодок. Пять вместе со мной! И тут выяснилось, что идти такой толпой по морю совсем не просто. Всегда находился кто-нибудь, кто не оглядываясь уструячит на километр вперёд. В связи с тем, что я подобное допустил несколько раз, то как руководитель ставлю сам себе жирную двойку. В следующих походах к гонщикам буду применять самые решительные меры!  

 1.7. О GPS приёмнике

В этом походе я убрал уже свой второй по счёту приёмник. Это был Garmin eTrex H. Предыдущая жертва тоже был Garmin eTrex H. Герметичность корпуса обоих экземпляров лично у меня сомнений не вызывает, т.к. в порогах они у меня купались, полоскались и ныряли регулярно без каких либо последствий, при этом я их никогда не упаковывал и вообще обращался самым варварским способом. Предполагаю, что оба раза приборы убивала морская вода, попавшая внутрь при замене батареек на воде. Хорошо, что с собой всегда был запасной Garmin GPS72. Старый, но не убиваемый и потрясающе удобный! Следующий куплю Garmin GPSMAP78S! Славный продолжатель традиций 72-го! Но вот с заменой батареек на воде надо быть аккуратнее.

 2. ХРОНОЛОГИЯ

22 июля, пт.

На Ладожский вокзал я приехал налегке, т.к. лодка и часть снаряги уехали своим ходом. На вокзале жуткая духота! Достал метеостанцию. Показала 29 градусов. Зал ожидания переполнен, кругом горы рюкзаков. У нас тоже своя гора. Нас семеро. Ещё двое должны приехать непосредственно на речку.

Таскать наши шмотки к поезду мы начали за 30 минут до отправления. Ели успели! Взмокли и устали! Часть рюкзаков сдуру загрузили не в тот вагон!

В нашем вагоне было +30. Кондиционер был, но когда поезд не двигался его выключали. Из-за этого ночью я на своей верхней полке чуть не сдох. С ностальгией вспоминал автомобильную поездку в Норвегию через Финляндию, из которой вернулся всего 3 недели назад.  

23 июля, сб.

Провели в поезде почти весь день. Жара, за окном мелькают деревья. При подъезде к Кандалакше поезд пересекает маленькие морские заливчики с видом на сопки Кандалакшского берега.

16:50. Приехали в Апатиты. Нас встретил водитель на буханке от «Колвица Тур». Загрузились и поехали на речку. По дороге заехали в терминал «Севертранса» и забрали мой каяк.  

На каяках по реке Умба, Кандалакшский залив Белого моря (часть 1). 25 июля - 5 августа 2011
Загрузка...
 
19:00. Уже на берегу речки. Нас завезли не на мост, откуда обычно все начинают, а выше по течению, почти к истоку. Народ сразу стал собирать байдарки. Полянка быстро покрылась невероятным количеством алюминиевых трубочек, над которыми в самых неприличных позах пыхтят мои товарищи. Занятие видимо оказалось настолько увлекательным, что еле дозвался их отужинать. 
Загрузка...
 

19:00. Уже на берегу речки. Нас завезли не на мост, откуда обычно все начинают, а выше по течению, почти к истоку. Народ сразу стал собирать байдарки. Полянка быстро покрылась невероятным количеством алюминиевых трубочек, над которыми в самых неприличных позах пыхтят мои товарищи. Занятие видимо оказалось настолько увлекательным, что еле дозвался их отужинать. 

23:00. Сел в свой каяк и сгонял вверх по течению до Умбозера. Перед самим озером преодолел мелководную шиверу. Поразила прозрачность воды. С озера очень сильный ветер, короткая озёрная волна. Кругом горы.24 июля, вс, первый день.

Исток Умбы – порог Островной – мост – порог Падун –озеро Верхнее
Капустное. Расчётное расстояние 16
 км. 

На мосту мы
должны были встретиться с нашим московским экипажем. Но как оказалось, они ждали
нас уже на Падуне. На мосту готовилась встать на воду коммерческая группа из
Петрозаводска. У них несколько двухместных туринговых каяков Prijon Excursion и
несколько одноместных сплавных Prijon Pure. Также был катамаран сопровождения. Я внаглую полез
ощупывать их каяки. Руководитель всего этого хозяйства рассказал нам много интересного
о чудодейственных свойствах приёновского полиэтилена. Говорит, что любые самые
жуткие вмятины выпрямлялись бесследно сами собою за несколько дней. 

До Падуна
дошли без особых проблем. Хотя местами было мелковато. Встретили наших
москвичей. Обсудили их отсутствие в заранее оговоренном месте на мосту.  

На Падуне по
прибрежным камням определили, что уровень воды у нас как минимум на полметра
ниже среднего. Но даже при таком уровне воды этот порог впечатляет и мощью, и
красотой. Состоит из трёх ступеней. Длина примерно 1 км. На берегу попадаются памятники погибшим
туристам. В лесу валяются обломки байдарок. Это самый сложный и самый красивый
порог на реке. 
Загрузка...
 

23:00. Сел в свой каяк и сгонял вверх по течению до Умбозера. Перед самим озером преодолел мелководную шиверу. Поразила прозрачность воды. С озера очень сильный ветер, короткая озёрная волна. Кругом горы.

24 июля, вс, первый день.

Исток Умбы – порог Островной – мост – порог Падун –озеро Верхнее Капустное. Расчётное расстояние 16 км.

На мосту мы должны были встретиться с нашим московским экипажем. Но как оказалось, они ждали нас уже на Падуне. На мосту готовилась встать на воду коммерческая группа из Петрозаводска. У них несколько двухместных туринговых каяков Prijon Excursion и несколько одноместных сплавных Prijon Pure. Также был катамаран сопровождения. Я внаглую полез ощупывать их каяки. Руководитель всего этого хозяйства рассказал нам много интересного о чудодейственных свойствах приёновского полиэтилена. Говорит, что любые самые жуткие вмятины выпрямлялись бесследно сами собою за несколько дней.

До Падуна дошли без особых проблем. Хотя местами было мелковато. Встретили наших москвичей. Обсудили их отсутствие в заранее оговоренном месте на мосту.  

На Падуне по прибрежным камням определили, что уровень воды у нас как минимум на полметра ниже среднего. Но даже при таком уровне воды этот порог впечатляет и мощью, и красотой. Состоит из трёх ступеней. Длина примерно 1 км. На берегу попадаются памятники погибшим туристам. В лесу валяются обломки байдарок. Это самый сложный и самый красивый порог на реке. 

Мы этот порог почти всей группой обнесли, причём наши бурноводные амбиции пострадали совсем не сильно, т.к. порог действительно мощный и для нашего уровня сложный. Я этот порог на Юконе прошёл нормально за исключением последней ступени. Я решил её «по-умному» обойти по канализации, а она оказалась нашпигованной камнями, на которых меня развернуло поперёк течения, заклинило и притопило почти по грудь. Юбку напором воды вдавило внутрь каяка, но не сорвало. Минут 20 ёрзал. С очень большим трудом освободился и продолжил сплав. При этом обратил внимание, что лодка стала другой. Видимо погнулась. Но распрямилась очень быстро. Осталась только небольшая вмятина на днище, но спустя месяц и её уже не было. 
Загрузка...
 
Мы этот порог почти всей группой обнесли, причём наши бурноводные амбиции пострадали совсем не сильно, т.к. порог действительно мощный и для нашего уровня сложный. Я этот порог на Юконе прошёл нормально за исключением последней ступени. Я решил её «по-умному» обойти по канализации, а она оказалась нашпигованной камнями, на которых меня развернуло поперёк течения, заклинило и притопило почти по грудь. Юбку напором воды вдавило внутрь каяка, но не сорвало. Минут 20 ёрзал. С очень большим трудом освободился и продолжил сплав. При этом обратил внимание, что лодка стала другой. Видимо погнулась. Но распрямилась очень быстро. Осталась только небольшая вмятина на днище, но спустя месяц и её уже не было. 
Наш московский
экипаж видимо под действием моих впечатлений обнёс первую ступень Падуна, а
вторую и третью прошёл просто мастерски. Думаю, что и первую ступень прошли бы,
зря отговорил.   

20:30. Вышли в
озеро Верхнее Капустное. Вдали видны горы. Очень красиво. На озере и встали.  

 25 июля, пн, второй день.

Озеро Верхнее Капустное - порог Верхний
Капустный – озеро Среднее Капустное –- разрушенный мост – озеро Нижнее
Капустное – озеро Третья Дедкова Ламбина – порог Разбойник – озеро Вторая
Дедкова Ламбина. Расстояние расчётное 15 км. 

Это был совсем
не сложный день. Утром опять любовались пейзажами Верхнего Капустного озера.
Загрузка...
 

Наш московский экипаж видимо под действием моих впечатлений обнёс первую ступень Падуна, а вторую и третью прошёл просто мастерски. Думаю, что и первую ступень прошли бы, зря отговорил.   

20:30. Вышли в озеро Верхнее Капустное. Вдали видны горы. Очень красиво. На озере и встали.  

 25 июля, пн, второй день.

Озеро Верхнее Капустное - порог Верхний Капустный – озеро Среднее Капустное –- разрушенный мост – озеро Нижнее Капустное – озеро Третья Дедкова Ламбина – порог Разбойник – озеро Вторая Дедкова Ламбина. Расстояние расчётное 15 км.

Это был совсем не сложный день. Утром опять любовались пейзажами Верхнего Капустного озера.

Порог Верхний Капустный на всякий случай осмотрели и прошли по очереди. 
Загрузка...
 

Порог Верхний Капустный на всякий случай осмотрели и прошли по очереди. 

На озере Среднее Капустное был сильный ветер. Пока он был встречным, проблем не было. Но потом озеро изогнулось, и он стал боковым. Юкон жутко парусит и доворачивает на ветер. Гребля превратилась в пытку. Пришлось установить руль. Жизнь сразу наладилась! Кстати, озеро чрезвычайно мелкое! Во многих местах не более полуметра в глубину. А там где глубоко, то веслом всё равно можно достать до дна. Несколько раз приходилось обходить отмели. За лесом видны горы. 
14:50. Прошли мимо разрушенного моста. 
Загрузка...
 

На озере Среднее Капустное был сильный ветер. Пока он был встречным, проблем не было. Но потом озеро изогнулось, и он стал боковым. Юкон жутко парусит и доворачивает на ветер. Гребля превратилась в пытку. Пришлось установить руль. Жизнь сразу наладилась! Кстати, озеро чрезвычайно мелкое! Во многих местах не более полуметра в глубину. А там где глубоко, то веслом всё равно можно достать до дна. Несколько раз приходилось обходить отмели. За лесом видны горы.


14:50. Прошли мимо разрушенного моста. 

« Предыдущая1234567Следующая »
 

Видео



Загрузка...
Обсудить на форуме
 

Комментарии (3)

bober20:41 27.11.2011# 
Очень красив наш Север. А пороги меня, как равнинника вообще впечатляют. Здорово. Еще не смотрел часть 2, но надеюсь, что Наташа поправилась.
VKS23:07 20.09.2013# 
А какой моделью метеостанции Вы пользуетесь ?
Павел06:05 21.09.2013# 
Kestrel 4500 NV
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Германия Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.