Баренцево море в районе Киркенеса (Северная Норвегия). 24 июня – 1 июля 2011.
24 июня – 1 июля 2011,
5 ходовых дней, 100 км
Участники:
Константин Виноградов, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
Павел Лебедев, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
Владислав Коростель, 1975, Киркенес. Морской каяк Hasle Expedition.
Текст: П.Лебедев
Фотографии: К.Виноградов, П.Лебедев, В.Коростель.
1. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ
Выбор маршрута
Изначально в Норвегию ехать у нас даже в мыслях не было. Просто после того, как водный сезон 2011 был распланирован, оставалась одна свободная неделька. Недельный походик на Белое море не получался, т.к. требовалось как минимум две недели. Решили сгонять на чудесный остров Кильдин, что в Баренцевом море недалеко от входа в Кольский залив. По заброске и по времени всё оказывалось исключительно просто. Однако сразу выяснилось, что ВСЁ северное побережье нашей с вами страны кто-то объявил погранзоной и без пропусков никого туда не пускает. К тому же Баренцево море относится к зоне ответственности Северного флота, а значит, возможно, что придётся идти на поклон ещё и к этим господам. Вообщем мы решили не связываться с этой бюрократией и поехать в норвежскую часть Баренцева моря. А для этого кроме загранпаспорта и визы не требуется НИЧЕГО!
Маршрут решили проложить в районе Киркенеса, т.к. это не далеко от РФ, а также потому, что там живёт Влад, который заинтересовался нашим маршрутом и с которым мы были знакомы по переписке. Маршрут придумал Костик, детальную информацию по нему собрал Влад у местных каякеров.
Руководство
Руководителя решили не избирать и не назначать, благодаря чему поход прошёл в спокойной товарищеской атмосфере.
Заброска, выброска
Заброску и выброску разрабатывал Костик, т.к. он уже имел богатый опыт автомобильных поездок по Скандинавии.
Он предложил вечером выехать из СПб, пересечь в Светогорске границу с Финляндией, проехать всю Финляндию с юга на север и к вечеру следующего дня остановиться в каком-нибудь кемпинге в непосредственной близости от норвежской границы. А рано утром третьего дня стартовать из кемпинга, въехать в Норвегию, встретить в Киркенесе Влада и сразу на воду. Ехать в Норвегию по территории России Костик, мягко говоря, не хотел, даже несмотря на дешёвый бензин.
Как задумали, так и исполнили. Кемпинг, где мы останавливались, называется Holiday Village Inari, находится на берегу живописного озера Инари.
Обратно тем же способом. Но без остановки в кемпинге.
В сумме на машине мы проехали 3222 км. На бензин ушло 7400 рублей с человека.
Визы у нас были финские, въезжали и выезжали через Светогорск.
Каяки, руль
Даная поездка была уже второй вылазкой на море на туринговых каяках Yukon Expedition, В предыдущем походе по Белому морю, мы очень крепко пожалели, что не купили рули. Теперь руль были куплены и установлены. Результат превзошёл все самые смелые ожидания!!! Ходовые качества на открытой воде улучшились РАДИКАЛЬНО! Проблема курсовой устойчивости при ветре и при волнении просто перестала существовать! Появилась возможность спокойно равномерно грести в комфортном режиме и при этом двигаться под любым углом к ветру и волне!
Так же хочу отметить, что рули на каяках предназначены для удержания и корректировки курса на открытой воде, а не для маневрирования. Активное маневрирование с опущенным в воду рулём невозможно, т.к. он сопротивляется резким сменам направления, даже если его отклонить на максимум.
Весло
Перед этим походом я на смену своему уже порядком надоевшему тяжёлому и короткому (205 см) веслу TNP купил туринговое весло Manta Ray Carbon американской фирмы Aqua-Bound. Вес весла 850 г, длина 220 см. Вот уж не предполагал я, что весло может так сильно повлиять на ходовые качества каяка и на удовольствие от гребли! Существенно возросла скорость! Это заметно как по показаниям GPS-навигатора, так и по буруну у носа каяка! Т.к. весло чрезвычайно лёгкое, то стал гораздо меньше уставать, перестало болеть при длительной гребле плечо. Лопасть весла ассиметричная, форма чрезвычайно сложная. Шафт овальный под обе руки и имеет специальную поверхность для предотвращения соскальзывания руки вдоль шафта. Угол регулируется, я поставил себе 60 градусов. Это моё первое фирменное весло и я не пожалел!
Пресная вода
В этом походе на всех стоянках пресной воды было предостаточно. Тем не менее мы не пожалели, что везли солидный запас пресной воды с собой, т.к. это избавляло от необходимости каждый раз её искать и носить к месту приготовления еды. Я вёз литров 15, Костик около 10, у Влада на борту было 9 литров. Мы с Костиком везли её в складных канистрах (у меня две, у Костика одна), Влад вёз в полуторалитровых пластиковых бутылках (6 штук).
Одежда для гребли
В этом походе из гидрокостюма на мне были только неопреновые штаны и неопреновые тапки. Неопреновую куртку даже брать не стал, т.к. уж больно противно в ней находиться. Грёб во флисовой куртке и авизентовой штормовке. Это, конечно же, очень комфортно, но если бы я против своей воли оказался в воде Баренцева моря, то серьёзное переохлаждение гарантировано уже спустя несколько минут. Поэтому к следующему походу очень хочется купить драйтоп, хотя бы только куртку. Это не только вопрос комфорта, но и безопасности.
Карта маршрута с трэком и местами ночёвок:
2. ХРОНОЛОГИЯ
24 июня 2011, пятница
19:10 мы с Костиком встретились у меня. Потом поехали в гараж за каяками.
20:00 выехали из гаража.
24:00 быстро без очередей прошли российскую таможню. Надо бы задекларировать каяки, но нам сказали, что если мы при возвращении сможем доказать, что они постоянно находятся в России, то можно не декларировать. У нас были с собой судовые билеты. Таможенница сказала, что это подойдёт.
Въехали на территорию расчудеснейшей страны Финляндия. Перевели часы на местное время, т.е. на один час назад, и покатили по отличным финским дорогам, строго соблюдая скоростной режим. Я быстро уснул.
25 июня 2011, суббота
Костик рулил всю ночь, я нахально спал. Спать было неудобно, всё время ворочался и просыпался. Утром чуть-чуть порулил и я, когда Костика начинало рубить.
Финляндия – прекрасна! Автомобильная поездка по этой стране никого не сможет оставить равнодушным. Вся страна – один большой лес, в котором удивительным образом сосуществует как люди с их высокими технологиями, так и коренные жители в виде оленей, лис, зайцев! Лес вдоль дороги удивительно чистый. Дорога сделана так, что обочины отсутствуют полностью, т.е. остановиться и сходить в лес не получится. Зато регулярно попадаются заасфальтированные площадки для отдыха с аккуратными мусорными контейнерами и туалетом.
По мере продвижения на север и приближения к озеру Инари появились сопки, покрытые лесом. У подножия сопок виднеются небольшие манящие уютом озёра. Кругом журчат ручейки. Дорога петляет. На дороге или в непосредственной близи регулярно попадаются олени, зайцы. Олени совершенно не боятся людей и машин. Можно спокойно остановиться и фотографировать. Такое ощущение, что мы въехали в сказку!
Чем дальше на север, тем чаще попадаются машины с мурманскими номерами.
14:20. Приехали в кемпинг Holiday Village Inari на озере Инари. Оплатили место для палатки – 15 евро. Нам дали табличку с номером, которую надо было привязать к палатке на видное место.
Я сразу произвёл метеоизмерения:
Температура + 13
Давление 746 мм.рт.ст.
Влажность 68 %
Средняя скорость ветра 1.4 м/с, порывы до 2.2 м/с, сплошная облачность.
Озеро Инари судя по карте огромно. На противоположных от кемпинга берегах живописные сопки.
Кемпинг представляет собой кусочек берега, на котором расположены домики, которые можно арендовать. Для автотуристов, которые путешествуют на передвижных дачах, тут предусмотрены заасфальтированные стояночные места, оборудованные электричеством. Чуть в стороне предусмотрены места для палаток. Для клиентов кемпинга есть домик с цивильными туалетами и кабинками для душа (разумеется, с тёплой водой) и кухня. У берега стоял небольшой самолёт на поплавках. На въезде в кемпинг у шоссе скромненько приютился небольшой прицеп, от содержимого которого у нас с Костиком потекли слюни: на прицепе были закреплены шесть каяков. Мы их тщательно обследовали. Пять каяков были из конюшни Prijon (два Kodiak, два Seayak, один Yukon Expedition), а шестой был двойкой Northstar от Wilderness Systems. Мы предположили, что эти каяки предназначены для сдачи в прокат. Ещё несколько каяков и каноэ находились на берегу.
Мы поставили палатку. Недалеко от нас стояли велотуристы. Ужин мы хотели готовить рядом с палаткой на собственном газу. А можно ли? Огляделись, никто еду на улице не готовил. Пришлось допросить на этот счёт администратора. Оказалось что можно. Но в итоге мы пошли готовить ужин на кухню.
В городке неподалёку посетили магазинчик. Я там купил себе солнечные поляризованные очки за 13 Евро. Отличные очки, как потом выяснилось! Пересчитайте это в рубли и попробуйте найти что-нибудь аналогичное за такие деньги в Питере! Здесь же мы увидели складные канистры. Именно такие я купил в Питере для перевозки пресной воды. Пересчитал местную цену в рубли и оказалось, что здесь они стоят ровно в 2.5 раза дешевле!
Вечером в 19:00 я повторил метеонаблюдения:
Температура +12
Влажность 74,5 %
Позвонили Владу. Сообщили, что мы в Киркенес к нему приедем примерно в 11:00. Тут выяснилось, что Норвегия и Финляндия живут по разному времени.
Весь вечер приезжали дачи на колёсах. Вскоре их стало больше 20. Рядом с многими домиками стояли обычные легковые машины. Т.е. по приблизительным подсчётам людей в кемпинге было несколько десятков. Но при этом их почему-то не было заметно, стояла гробовая тишина, по территории кемпинга никто кроме нас с Костиком не шатался. Когда мы уже спали, то нас разбудила родная речь: кто-то рядом ставил палатку и громко воспитывал своих детей.
26 июня 2011, воскресенье, первый день.
По воде прошли 18.5 км, максимальная скорость 9.2 км/ч, средняя скорость 4.9 км/ч.
Встали в 6:00 по местному финскому времени. Ночью было очень холодно. Это единственный раз за весь поход, когда мы ночью замёрзли.
Я сразу взялся за метеостанцию:
Температура +12
Влажность 76%
Давление 752 мм.рт.ст.
Штиль, облачность слоистая с разрывами.
Сняли палатку. Помылись тёплой водой, не завтракаем, т.к. завтрак запланирован на момент выхода на воду. Попытались вернуть администратору номер, но административный домик был заперт. Привязали номер на дверную ручку.
В 7:00 выехали. Едем по лесной дороге вдоль озера Инари в сторону Норвежской границы. Дорога петляет, везде стоят знаки ограничения скорости «100». Дорога сделана так, что как бы она не петляла, а 100 км/ч на ней держать совсем не опасно. По разные стороны от дороги мелькают озёра и речки. Лес чистый, хорошо просматривается на несколько сотен метров вглубь.
Лес усеян камнями самого разного размера. Потом камни внезапно закончились и вдоль дороги пошли песчаные обрывы, потом опять пошли камни. Время от времени приходится притормаживать, что бы дать оленям уйти с дороги. Обращаем внимание, что многие олени имеют отметки на ушах или шее или носят ошейники.
По мере приближения к норвежской границе лес буквально на глазах начинает редеть и становиться низкорослым. Причём низкорослый лес нас окружает только тогда, когда дорога проходит по вершине сопки. Когда едем в низине, то кругом привычная тайга.
9:00. Пересекли финско-норвежскую границу. На границе несколько запертых таможенных домиков и всё. Людей нет. Перевели часы на норвежское время. Теперь у нас 8:00. Отзвонились Владу.
После границы остановились посмотреть порог водопадного типа на реке. Тут же стояло ещё три машины: с финскими, норвежскими и российскими номерами.
Едем дальше. Рельеф становится всё более суровым: покрытые лесом сопки уступили место скалам. У подножия скал недалеко от дороги попадается не растаявший снег.
Тайга сменилась тундрой. Если лес где-то и есть, то карликовый, хотя пока и достаточно высокий – метра два-три. Но большинство зелёных и вроде пригодных для растительной жизни склонов лишено даже такого леса.
Слева сквозь придорожные деревья то и дело стало мелькать море, окружённое скалами. Точнее сказать не море, а врезавшийся в сушу длинный и узкий залив. По наличию водорослей на берегу определили, что имеет место отлив.
8:46 по норвежскому времени въехали в Киркенес. У въезда в город есть пресное озеро, в котором установлен фонтан. Район, где живёт Влад, расположен на склоне и застроен двухэтажными домиками. Едем вверх по узкой и извилистой дорожке. 8:49 въезжаем к Владу во двор, он встречает нас как старых друзей, хотя это наша с ним первая встреча. Завтракаем пиццей, набираем пресной воды из-под крана. Получаем от Влада подарки. Я осматриваю организацию отопления типичной норвежской квартиры. Мы с Костиком с компа Влада по быстрому выходим в «контакт» и докладываем родственникам, что до Киркенеса добрались. С крыльца Влада открывается умопомрачительный вид Баренцево море.
Выдвигаемся к морю. Втроем садимся в машину и едем на место, которое Влад выбрал для старта. В 10:45 выгружаем своё барахло на берегу маленькой бухты в черте города. Вдоль воды стоят гаражи, от которых в воду идут рельсы. На воде в нескольких десятках метров от берега коротают время в ожидании своих хозяев различные небольшие катера. Кстати, никаких государственных номеров на них нет! Не требуется!
Костик с Владом, оставив меня одного с кучей герм и двумя каяками на берегу, уезжают за третьим каяком. Достают метеостанцию:
Температура +25
Влажность 46,5 %
Давление 762 мм.рт.ст.
Начинаю потихоньку складывать вещи в свой каяк. Не придумал ничего лучшего, как все свои запасы пресной воды (где-то около 15 л в двух канистрах) уложить в кокпит ПЕРЕД педалями. Это позже негативно сказалось на центровке.
Прибежала очень симпатичная собачка и пописала на моё новое весло.
11:08. Вернулись Костик с Владом с третьим каяком. Выгрузили и опять уехали. Потом вернулись пешком без машины.
13:00. Мы уже на воде. Огибаем Киркенес, проходим мимо верфей, пересекаем залив Бёкфьорд (Bokfiorden) и гребём уже вдоль дикого берега. Берег хоть и однообразный, но живописный и представляет собой округлую скалу, плавно уходящую в воду. В относительно укрытых от ветра местах на скалах ютится карликовый лес. Но в основном на скале либо совсем нет растительности, либо растёт мох. Влад, обладая существенным преимуществом в скорости, время от времени останавливается и ловит рыбу. Моя лодка из-за передней центровки при попытке разогнаться роет носом воду.Загрузка... | Обсудить на форуме |
Комментарии (15)
Павел, поздравляю с настоящим морским крещением. Молодцы! Как ощущения по сравнению с Белым Морем? :). Лодку менять не надумали? Судовой билет на Юкон это жесть от нашего государства :). А сколько хотели за декларацию?
Паш, а с бурной водой что - совсем завязал? У нас тут, в Шотландии, говорят, есть места интересные. Ищу компанию:))
Возникает только ощущение, что с погодой вам не очень повезло: в основном облачно на фотографиях.
Спасибо вам за приятные эмоции :)
На погоду мы не в обиде. Дождей почти не было, было тепло, непреодолимого ветра тоже не было. Море позволило нам пройти тот маршрут, который мы запланировали. А облака там очень подвижные. То их нет, а через 10 минут бац, всё небо затянуто.
Я заметил метеостанцию:
1) что за прибор
2) из измерений полученных с метеостанции вы делаете какие нибудь прогнозы погоды или снимаете данные чтоб занести их куда нить и потом о них благополучно забыть
3) для прогнозирования погоды нужна ли метеостанция (измерение температуры, скорости ветра итд ) или можно обойтись барометром (например вмонтированным в gps )
2. Эта метеостанция не формирует прогноз. Она только измеряет много параметров и непрерывно их записывает (даже, если прибор выключен). Вот и всё. Прогнозы пытаемся делать, но это просто смешно по сравнению с нормальными "промышленными" прогнозами. Знаем, что падение атмосферного давления это плохо, высокая влажность (дефицит точки росы манее 3-х градусов) - к дождю. Время от времени перечитываю свои конспекты по метеорологии.
3. Всё больше склоняюсь к мысли, что для прогнозирования портативная метеостанция вообще бесполезна. Для полноценного прогнозирования требуется знание параметров атмосферы на громадной территории, причём не только у земли, но и на разных высотах. Плюс требуется качественная математическая обработка этих параметров. Так что идеальный вариант это как-нибудь научиться получать стандартные прогнозы погоды. Возможно, что достаточно иметь при себе радиостанцию морского диапазона и просто слушать прогнозы. А собственные метеоизмерения это просто жутко интересно, да и отчёт украшает :)
http://vkontakte.ru/album1857979_140430448
В начале отчёта я сетовал на трудности с поездкой на российское побережье Баренцева моря из-за погранзоны. Кажется я был не прав. Погранзона там не такая уж и большая. Например, в Териберку, можно проехать без проблем, но при себе надо иметь паспорт. А вот у иностранных граждан могут возникнуть трудности. Так что морскому каякингу на российском Баренцеве море быть! :)