17.06.2019Sophist

Опыт самостоятельной оклейки стеклопластикового каяка автомобильной антигравийной пленкой

Недавно мной был приобретен разборный стеклопластиковый каяк Кортик фирмы Тольмарин. Взглянув на глянцевую поверхность корпуса каяка, я задумался о том, что неплохо бы защитить эту поверхность, особенно в области днища, поскольку каяк приходится таскать по песку, гальке, каменьям и кореньям…

Мой взгляд обратился к автомобильным антигравийным плёнкам. Лакокрасочное покрытие автомобилей давно пытаются защитить различными способами. Один из эффективных способов – покрытие его специальными полимерными пленками. Надо заметить, что в области антигравийных пленок произошла уже не одна смена поколений. Раньше пытались защитить покрытие автомобиля ПВХ-пленками. Но ПВХ плохо подходили для этой роли. Такая пленка недостаточно прочна, ей недостает пластичности для того, чтобы обтягивать сложные рельефные поверхности, и она недолговечна.

Но все поменялось, когда появились первые полиуретановые пленки. Оклейщики наконец получили пленку, сочетающую в себе противоположные качества – и пластичность, и прочность, и много еще дополнительных ценных качеств. Пластичность: PU-пленка способна растягиваться на 100%-200%, а некоторые и более. Прочность: современная PU-пленка, нанесенная на поверхность может вполне выдерживать выстрел с шагового расстояния из мелкокалиберного воздушного пистолета, даже не оставив видимого следа от такого воздействия. Регенерация: в пленках последнего поколения появился самовосстанавливающийся слой. Долговечность: кто-то из производителей заявляет 5 лет эксплуатации на поклеенную на автомобиль пленку, а кто-то и все 10. Обратимость: легко удаляется, не оставляя следов.

Пара слов о производителях. Самыми качественными считаются американские PU-пленки: LLumar, 3M, PremiumShield, Suntek, UltraVision, SolarGard. Они же и самые дорогие. Далее следуют европейцы: Hexis Bodyfence (Франция), Orafol (Германия), Ritrama (Италия). Хорошую пленку производят японцы из Hogomaku. Есть еще 3-й эшелон – китайцы. Но у китайцев покупать антигравийные пленки пока рано – их качество в настоящий момент сильно не дотягивает даже до середнячков в конце списка. 
Я лично закупился пленкой корейского производителя G-Suit. По мнению поклейщиков, у этой пленки весьма достойное соотношение цены и качества. Она достаточно толстая (200 микрон), а значит прочная. У нее есть самовосстанавливающийся слой. Это когда на мелкие царапины и потертости достаточно плеснуть горячей водой для восстановления изначального глянца. С доставкой мне эта покупка обошлась в 12 тыр.
Самый распространенный формат у производителей пленок – рулоны шириной 1,5 метра. Для своего почти 5,5-метрового каяка были куплены 3 погонных метра (1 метр – это один квант при покупке пленки. Нельзя купить, например, 1.5 метра). Поскольку каяк секционный, нужно иметь ввиду, что некоторая часть пленки уйдет на 5-сантиметровые подвороты. Размеры секций у каяка – примерно 1,8 метра. Это означает, что несмотря на то, что пленки достаточно, но одна из секций будет оклеена не цельным листом, а двумя листами, внахлест. Ничего страшного – клеевой слой антигравийки позволяет клеить пленку саму на себя.Сначала я хотел закупиться пленкой и отвезти каяк для поклейки в какое-нибудь специализированное автосервисное предприятие, занимающееся защитой автомобилей. Но когда я глянул на цены услуг поклейки, я понял, что если оклею каяк самостоятельно, то на сэкономленные деньги можно купить себе новое карбоновое весло Aquabound, к примеру.  Посмотрев в и-нете на ролики поклейщиков, я решил, что в состоянии оклеить каяк самостоятельно. Поделюсь своим личным опытом с вами, камрады.

В конце статьи можно ознакомиться с видеороликом, где процесс оклейки показан в динамике.

Оклеивать каяк буду в домашних условиях подручными средствами. В нескольких моментах мне потребовалась помощь домочадцев.

Что из инструментов и расходников нам потребуется?
1. Нож для обрезки пленки. Лучше для этих целей купить нож немецкого производителя OLFA. Именно этого производителя рекомендуют специалисты.
2. Изопропиловый спирт. Он нам понадобится в двух случаях – для очищения и обезжиривания поверхности перед поклейкой, и для смачивания клеевого слоя ответственных участков. В последнем случае мы разводим спирт водой 1 к 20 и заливаем в разбрызгиватель (справа на фото).
Допускается замена изопропилового спирта на всем нам хорошо знакомый этиловый спирт в тех же пропорциях с учетом того, что, если это водка, то там уже 40%-й раствор.
3. Шампунь детский Johnson’s Baby. Его раствор мы будем использовать для нанесения на клеевую и внешнюю поверхность плёнки, а также на поверхность каяка перед поклейкой. Конкретно для этой пленки (G-Suit) рекомендуется 3-3,5 кубика (миллилитра, они же кубические сантиметры) на 1 литр воды. Почему Johnson’s Baby? Потому что этот шампунь практически не содержит добавок, которые непредсказуемым образом могут провзаимодействовать с клеевым слоем.
4. Пара разбрызгивателей для растворов шампуня и спирта. Спецы пользуются разбрызгивателями постоянного давления с накачкой. Но мне для одного раза достаточно и таких.
5. Фен. Опять же бытовой. Ответственные участки, как-то: края пленки, подвороты, нахлесты, - будем хорошенько прогревать этим феном.
6. Полимерные шпатели и инструмент для очистки окон, отобранный у жены. Ими мы будем разглаживать пленку, выгоняя из-под неё растворы и воздушные пузыри. Лучше для это пользоваться специальным инструментом – ракелями с полимерными насадками и ракелями с алькантарой. Но в городе я таковых не нашел в продаже, а купленный через и-нет ракель вместе с пленкой, мне забыли положить в посылку. В общем, будем довольствоваться тем, что есть.
7. Сухая тряпка.

Полутораметровый (152 см) рулон пленки разрезается пополам на полосы шириной 76 см. Этого более чем достаточно, чтобы закрыть днище каяка до красной разделительной черты. Лишнее отрежем.

Для начала очищаем и обезжириваем поверхность с помощью неразбавленного изопропилового спирта.

Нарезаем сегменты пленки нужной длины с учетом торцевых подворотов.

Освобождаем пленку от верхнего защитного слоя. Сделать это довольно легко.

А вот снять защитный лайнер с клеевого слоя оказалось не так просто. Сидел он довольно плотно. Лучше это делать вдвоем, а то пока клеевая сторона пленки не смочена мыльным раствором, она, зараза, норовит самосклеиться.

Смачиваем клеевой слой подготовленным раствором шампуня.

Его же наносим на поверхность каяка.

Позиционируем смоченный лист.

Смачиваем и внешнюю поверхность пленки для легкого хода шпателем.

Начинаем работать шпателем, выгоняя из-под пленки раствор и воздушные пузыри.

По границе красного разделителя обрезаем избыток пленки.

Под края пленки впрыскиваем спиртовой раствор. В этом месте пленка будет держаться особенно прочно.

Прогреваем эти места феном с той же целью.

Для того, чтобы подворачиваемая пленка не образовывала складки, делаем напротив углов днища каяка клиновидные вырезы. Не доходим где-то 0,5 см до кромки. Все образовавшиеся после выреза углы скругляем ножом.

Если кто-то воспринял это, как неприличный жест, тот ошибается! Нужно понимать, что я никак не могу себе подобного позволить в вашем приличном обществе, камрады! ))
(Да и по другому на Руси выглядят неприличные жесты, более мощно – с задействованием 2-ух рук и характерным локтевым изгибом)
Это демонстрация последствий того, что нож OLFA, действительно очень острый и требует крайне аккуратного обращения…

Смачиваем подвороты спиртовым раствором и также впоследствии прогреваем их феном.

Еще одна секция готова…
Такой момент. Если вы накосячили с позиционированием пленки, если появились трудноустранимые складки, то её можно отодрать и заново перепозиционировать опять же с использованием мыльного раствора. Такую операцию можно спокойно проводить конкретно с этой пленкой 3-4 раза.

Когда я задал вопрос представителю Тольмарин – имелся ли у них опыт оклейки их каяков антигравийной плёнкой – они саму эту идею восприняли весьма скептически. Один из аргументов - пленка не настолько гладкая, как покрытие каяка, и после поклейки может увеличиться трение о воду при движении каяка. Есть такая характеристика у прозрачных антигравийных пленок – шагрень. Это степень хаотической неравномерности толщины пленки, проявляющейся в «макрошершавости», в оптических искажениях. Так вот, могу вам сказать, что конкретно у плёнки G-Suit просто выдающиеся на мой взгляд характеристики однородности толщины, проявляющиеся в практически полном отсутствии шагрени. Поверхность каяка после оклейки стала еще более ровной, более глянцевой. По виду – новый немецкий рояль.

На следующий день я обнаружил несколько небольших пузырьков воздуха под плёнкой, которые я пропустил. Боремся с этим так. Берём инсулиновый шприц с тонкой иглой. Набираем туда водки, или разводим до такой же концентрации изопропанол. Прокалываем пузырь, загоняем туда совсем немного раствора и приглаживаем тряпкой.

Итак, я благополучно самостоятельно оклеил все 3 секции своего каяка антигравийной полиуретановой пленкой. Нельзя сказать, что оклейка осуществлена совсем без изъянов, и специалисты, наверное, найдут что поправить в моем повествовании, но поставленную задачу я выполнил. Днище каяка теперь у меня защищено. Насколько надежно – покажет время.
Могу добавить, что вместо спиртового раствора можно использовать специальные праймеры, усилители адгезии (3M PRIMER 86A, например). А кроме того, для нас, для каякеров, полагаю, имело бы смысл пройтись по самому краю пленки краевым герметиком. Таковые есть даже в виде фломастера. Проводишь по краю, как карандашом – и гидроизоляция готова (SEALITPEN).
Насколько прочно держится антигравийная пленка с правильно обработанными краями? Она должна выдерживать мойку машины струями воды высокого давления, которые лупят со всех направлений.

Если через несколько лет потребуется по каким-то причинам снять или заменить пленку, это легко сделать, предварительно нагрев защищенную поверхность паром. Она должна после этого отходить, как обои после смачивания, не оставляя следов и не повреждая исходное автомобильное лакокрасочное покрытие (гелькоут в нашем случае).

Как вы понимаете, защитную плёнку лучше наносить, когда поверхность новая, когда она отсвечивает первозданным глянцем. Если стеклопластиковый каяк уже послужил хозяину, то перед поклейкой необходимо восстановить покрытие и отполировать его.

Это мой первый опыт поклейки, и я, конечно, овладел этим искусством, что называется, в самом первом приближении. Кого заинтересует эта тема в расширенном формате и из уст настоящего специалиста, рекомендую к просмотру канал на ю-тубе вот этого чувака: W60 Bro.

Видео


 

Комментарии (9)

Constantine21:02 27.06.2019# 
Спасибо за отчёт. Сам присматривался к такой плёнке, но у меня крашенная лодка и были опасения, что местами будет не прочно держаться, а местами с краской слезет, но это потому, что никогда не имел с ней дела. Надеюсь поделитесь через время опытом эксплуатации?
Sophist01:57 28.06.2019# 
Да, конечно, обязательно поделюсь своими впечатлениями после таскания лодки по камням.
По части оклеиваемой поверхности. Красная разделительная линия на каяке, например, не такая ровная, как белая поверхность. И к этой линии пленка ну совсем не клеилась. Т.е. желательно, чтобы оклеиваемая поверхность была гладкой до глянца.
dennn09:28 30.06.2019# 
сколько стоило 3 местра пленки?
Sophist21:47 30.06.2019# 
С доставкой 3 метра пленки шириной 152 см обошлись мне почти в 12 000 руб.
Брал через и-нет в магазине "Зона Карбона".
Немного пленки осталось - чуть менее полуметра. Найду ей применение в хозяйстве.
asi2007@ukr.net18:01 22.08.2019# 
Очень интересно!
А на сколько тяжела пленка - какой вес?
Вышло красиво!
Sophist17:14 23.08.2019# 
Я ее не взвешивал перед поклейкой, да и бесполезно это, поскольку пленка прибыла на бобине. А кроме того, перед поклейкой удаляется лайнер (защита клеевого слоя) и внешняя защитная пленка. Но прикинуть чисто теоретически вес можно. Из 4,5 закупленных кв. метров с учетом отходов задействовано около 3,5 кв. м. пленки. Будем исходить из того предположения, что плотность пленки равна плотности воды.

Производим вычисления в метрической системе. Положим, пленка у нас толщиной 1 м. В этом случае она весила бы 3 500 000 кг (3,5 тонны). Теперь толщину пленки уменьшим до 1 микрона. Микрон - это 1/1 000 000 метра. Делим 3 500 кг на 1 000 000 частей (слоев). Получаем 0,0035 кг. Но пленка у нас всё же толщиной не 1 микрон, а 200. Умножаем 0,0035 * 200 = 0,7. Т.е. добавляем около 0,7 кг к весу каяка.

Что я могу сказать по итогам использования пленки после 10-дневного похода? В средней и кормовой части каяка пленка осталась практически в первозданном состоянии, хотя груженный каяк пришлось потаскать и по песку, и по кочкам, и по камням. Но вот носовая часть пострадала. У Кортика в носовой части довольно выраженный киль. После наезда на гальку в этой области образовались повреждения пленки (вечером выложу фото). Переклеивать на каждый сезон пленку на носу все же накладно. Так что этот эксперимент с антигравийной пленкой для композитного каяка я воспринимаю, как не вполне удачный. Во всяком случае, на носовой части Кортика пленку клеить не имеет смысла - долго она там не живет.
Constantine12:25 08.10.2019# 
Спасибо за опыт. Скорее всего для композитных лодок лучший вариант после сезона проводить ремонт сколов с помощью гелькоута, а на мелкие потертости просто не обращать внимания.
Sophist13:19 15.10.2019# 
Согласен.
Руслан15:37 19.09.2021# 
Попробуйте на нос каяка наклеить пленку для бронирования ПВХ лодок. Она толстая и служит как раз для защиты от камней.
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка

Азовское море Алтай Аляска Амур Амурская обл. Ангара Архангельская обл. Байкал Балтийское море Баренцево море Белое море Белоруссия Брянская обл. Великобритания Винницкая обл. Волга Вологодская обл. Воронежская обл. Германия Греция Десна Днепр Дон Енисей Израиль Индонезия Иркутская обл. Калужская обл. Камбоджа Камчатка Канада Карелия Костромская обл. Краснодарский край Красноярский край Крым Курилы Ладожское озеро Ленинградская обл. Липецкая обл. Малайзия Мальдивы Марий Эл Мертвое море Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Норвегия Норвежское море Обь Онега Охотское море Пермский край Приморье Россия Самарская обл. Сахалин Северная Корея США Таиланд Татарстан Телецкое озеро Томская обл. Украина Филиппины Финляндия Хабаровский край Ханка ХМАО Черное море Швеция Япония Японское море Ярославская обл.