Напомните мне пароль
13.10.2011rid

Разборный каркасный каяк


Захотелось мне как-то приобщиться к водному туризму. Полез я, как и все сейчас, в интернет, спросить совета у вселенского разума. И предлагал он мне нечто вроде речных сплавов или парусных путешествий. Я как-то сразу склонился к парусу. Нашёл несколько проектов, посмотрел, вроде вполне реально собрать самому. Но там оказалось куча бумажной волокиты, техосмотры, удостоверение судоводительское, это учёба - месяца два-три, не меньше. В общем это надолго, на всё это у меня пока нет времени. А к водникам всё же хотелось приобщиться. Но нужно было это сделать с наименьшими затратами и желательно без последующих уплат налогов, техосмотров - и так ни на что времени не хватает. Под эти требования попадает весло и то с ограничениями по грузоподьёмности. До 250кг - надувные плавсредства - как-то не впечатлили, даже каноэ и байдарки(полностью надувные). Есть ещё вариант до 150кг каноэ и байдарки, вот он меня заинтересовал больше всего. Был вроде ещё и третий вариант с жесткими гребными лодками, но в тот я даже и вникать не стал. Значит байдарка или как я узнал чуть позже - каяк. Гугл выдал несколько ссылок на КНК и КНБ81(каркасно-надувные каяк и байдарка), видать самые популярные на тот момент были пректы. Разрабатывались эти проект в Советском Союзе, когда в магазинах ни чего небыло, зато на любом предприятии можно было найти любой материал и сделать любое изделие. Трубу д16т в нужном количестве найти не просто. Вагон - запроста, а вот 50-60 метров, извините, кончилась вчера, а когда будет, не известно. До поиска экзотических тканей(м72?? серебрянка?? кишкофон???) дело даже не дошло. И как то я набрёл на этот сайт, оказалось люди делают весьма доступные лодки из фанеры. Я на радостях заказал фанеры и уже даже приглядел на работе стеклоткань, как в очередной раз перелистывая этот сайт, наткнулся на большую кучу ссылок, среди которых нашёл http://www.yostwerks.org . Чего я так прицепился к разборным? Я живу в квартире и неразборную лодку мне хранить негде. Мне до безумия понравились каяки, которые они доставали буквально из сумки. Разборные каяки там делали из дюралевой трубы(продольный набор), шпангоуты из HDPE(высокомолекулярный полиэтилен) и шкура из ПВХ тентовой ткани. Пришлось продолжить поиски трубы и нашёл, после долгих поисков, правда не д16т, а ад31 - она гораздо менее упруга, да и цена такая, что я продолжил поиски. Нашёл и совсем недалеко от места работы, правда тоже другой сплав - "не заю, какая-то китайская дюралька"(цитата продавца). Правда в количестве, несколько меньшем, чем мне было нужно, обещали скоро привезти, но частями я покупать не рискнул. Пошёл выжидать привоза. Параллельно я искал HDPE и нашёл таки одну организацию, способную привезти мне из Германии лист метр на два 15мм толщиной всего за 15000 рублей. Я вобще чуть не передумао делать каяк. Но вспомнил, что видел в галерее yostwerks.org фанерные шпангоуты. А тем временем, снова листая галерею того сайта, а там большой список каякостроителей, нашёл человека, явно знающего русский язык. Он охотно дал мне несколько советов и тридцать девятый номер журнала " катера и яхты". В нём была описана байдарка "сирена" с каркасом почти полностью из дерева, естественно она разборная. Было решено строить "сирену". Брат мне помог со всей древесиной, включая фанеру, огромное ему спасибо. Каркас сирены собирается из метровых деревянных реек, соединяющихся между собой посредством металлических замков- защёлок. Эти замки, шпангоуты и остальной крепёж выполняются из листовой дюрали и нержавейки. Шпангоуты выгибать из дюрали я сразу расхотел и сделал их из фанеры 10мм. Нержавейку я не нашёл и заменил её алюминием, правда нескалько толще(2,5мм против0,8). Думаю я не прогадал, алюминий гораздо легче обрабатывается и вроде как вполне хватает прочности, жёсткости. Но на yostwerks.org я всё-же поглядывал и решил, а почему бы не сделать каяк по проекту с того сайта , но по технологии описанной в журнале? Те каяки почему-то выглядели привлекательней. И я остановил свой выбор на sea bee 13` 

вот примерно так выглядел "кит" для постройки каяка


заготовки малых защёлокa

заготовки больших защёлок

готовая большая защёлка


малая

вот примерно так выглядит каркас в сборе. рассказывать, как я выпиливал фигурки из фанеры смысла нет. лучше здесь посмотреть, как размечать детали(шпангоуты).

"прививка от водобоязни"

А здесь доступно и понятно показано, как склеить шкуру из тента. моих фоток этого процесса нет(не было возможности) могу показать лишь почти готовую свою. А от себя по процессу добавлю, что я не использовал никаких дополнительных инструментов. Только нож, ножницы и клей. Хотя американцы нагревали тент с помощью домашних масляных обогревателей. Фена у меня тоже нет, да и клей с термоактивацией я не нашёл. Я клеил моментом "кристалл" и прихватывал кое-где cosmofen CA12. Момент оказывается достаточно надёжный, как бы мне не рекомендовали с ним не связываться и шансов на исправление ошибок не даёт(неправильно приклеенную деталь не удастся ни аккуратно оторвать, ни отрезать, ни отмочить) ушло его вроде 5 больших тюбиков.

Чуть не забыл, в журнале этого не было. Чтобы шпангоуты не съезжали со своего места, я приклеил упоры с обеих сторон от каждого шпангоута из обрезков того же дерева, что и рейки. а чтобы скрепить шпангоуты с продольным набором, я сделал вот такие ремешки, их я подглядел на http://faltbootbasteln.de . с ними каркас стал значительно жёстче, даже без шкуры, а то я по началу вобще сомневался, что у меня что-то получится - каркас весь хрустел и трещал, стоило мне на него навалиться. сделал я их из обычной стропы из магазина тканей по 5 рублей за метр, люверсы №8 оттуда-же. одним концом ремешок прибит степлером к шпаногуту, а вторым(с люверсом), обхватывая стрингер зацепляется за недоконца ввёрнутый в тот же шпангоут шуруп.

вот готовый каркас в сборе, со всеми застёжками и крепёжками

комингс или кокпит(так и не знаю как правильно) я клеил из шпона красного дерева(нашел в гараже). фоток опять-же нет - руки были в эпоксидке. но тут ни чего сложного - на щите подходящего размера я по контуру(его я взял там же где и весь проект лодки) накрутил саморезов и вокруг них уже слой за слоем клеил шпон, прижимая самыми здоровыми канцелярскими зажимами(их потреьовалось две пачки - 24 штуки)

вот так выглядит готовый каяк в сборе. на сборку уходит примерно 30 минут, я считаю это не так уж и много.

у меня самые большие грузовые лючки =)

вот этот "чукча" весит примерно 70 кг, это к вопросу про осадку

а этот уже 90(это я). фото по удачней почему-то не нашлось. по ощущениям каяк должен выдерживать килограмм 120 запроста.

фотограф и писатель из меня не очень, так что извиняйте за некачественные фото и непонятную статейку =)

почти готовый sea tour 17`По скольку сайт yostewerks.com пострадал от каких то злоумышленников, добавлю ссылку здесь на этот сайт, скачанный давно мной полностью. 

Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (26)

fatoom22:33 17.10.2011# 
а что за прожект брал? Еще бы на воде глянуть... и сколько ты весишь узнать и насколько в воде глубоко лодка сидит?
rid02:39 18.10.2011# 
проект sea bee 13' multi-chine, в тексте должно было быть, видать в процессе редактирования пошоркал немного - с телефона неудобно. мой вес почти 90, на yostwerks он рассчитан прим на 113 кг, но по ощущениям можно и округлить до 120. осадка, ну она конечно есть, но не по ноздри в воде. испытаний серьёзных не было, проверил на плавучесть, на герметичность в основном, вполне устойчив вроде.
bober16:06 18.10.2011# 
Я все-таки считаю, что жилье надо менять или дополнять подсобными помещениями. На фотках очень симпатичная подсобка. Собирать и разбирать скоро надоест, вернее будешь искать причины невыхода на воду. Я это проходил с разборным катамараном с надувными поплавками. 1,5 часа на сборку и столько же обратно убивает все желание.
А по лодке - по-моему все выглядит пристойно. Ждем фото на воде. Удачи и нового строительства в неразборном варианте.
rid18:43 24.10.2011# 
симпатичная подсобка это чердак на работе, на котором я собирал каяк почти инкогнито, свет там был только уличный и тепло тоже))). жильё конечно надо менять, ну тут как с каяком сэкономить не получится, придётся повременить.
bober02:11 26.10.2011# 
Извинять, кроме как за путанье комингса с кокпитом, не за что. Кокпит это дырка, где ты сидишь. А в остальном зачот. Да, детские игрушки перерастают во взрослые. Я солидарен с тезисом, что по возможности все можно сделать самому, сам такой. На воде смотрится хорошо. МАЛАДЭЦ.
gricha6114:03 29.10.2011# 
у меня тоже sea bee 13`. тодько набор из труб, Со мрой сидит низко - увы за 1ё20 кг.!Словом - ход легкий, волну держит ладожскую.
Vodnik22:02 11.08.2012# 
Заметил маленькую хитрость-трубы фиксируются пластиковыми держателями для электрокабелей.
Как они в эксплуатации?
rid21:47 29.10.2011# 
а шкура тоже из тента? сколько уже эксплуатируется? состояние тента какое? а то я с мели отплывал, так похоже несколько камушков нашёл. не критичные царапины, но есть.
gricha6119:47 06.11.2011# 
матерьял купил ,из него делают шкуры для байдарок(нашел в магазин-склад) .Склеил в этом сезоне.Получилось не очень красиво - много складок.Лучше все таки делать выкройки днища и клеить через профиль. По кильсону пустил спец профиль - купил в Тритоне,здорово выручает,С мели не стартую-берегу шкуру,лезу по колено в воду - ну и начинается цырк!!! Комингс тоже нашол в тритоне - осталось только приклеить.Что-либо еще думаеш собирать
rid03:18 09.11.2011# 
да, думаю. у меня деревяшек и алюминия ещё на один каяк есть, только пару реек дозаказать - хочу 15 или 17 футов
Vodnik18:42 09.08.2012# 
Искал в сети эти замки-защелки,чтобы понять принцип.Не нашел.Поясни пожалуйста.
rid02:55 10.08.2012# 
для начала вот так посмотреть
rid03:54 10.08.2012# 
вот ещё вариант. на примере папа-мама.
Vodnik06:35 10.08.2012# 
Не,так туплю,ну никак в толк не возьму,как они конкретно выполняют свою миссию.И странички по ссылке из журнала внимательно смотрел...хоть вешайся,бывает такой стопор мозга в понимании примитивных моментов....
rid16:23 10.08.2012# 
я тоже не сразу понял. ну тогда ладно, сегодня попробую видюшку снять
rid22:43 10.08.2012# 
http://youtu.be/uQyS6WTF0Rc вот
Vodnik06:48 11.08.2012# 
Отличное видео.Спасибо.Ну я так и предполагал-от продольного смещения.И никаких суперхитростей нет.
Ну как была мысль,что замыкают рейки полностью,ото всех смещений,что есть полная билебирда....
rid12:41 11.08.2012# 
ну вообще то, когда рейки пристёгнуты к шпангоутам ремешками, они уже ни в какую сторону не расстёгиваются. можно конечно извратиться и надавить на замок внутрь лодки, но что нибудь скорее всего уже сломается
Vodnik17:32 11.08.2012# 
Правильно.И вопрос по гениально-простому креплению ремешками.Как я понял,плотный охват,в натяг,достигается за счет "резинящих" свойств ?
rid22:20 11.08.2012# 
))) на самом деле есть очень небольшой люфт. стропу 25 мм, из неё ещё делают нижние части лямок рюкзаков, "резинящей" назвать весьма не просто. но одевается конечно же внатяг, почти защёлкивается. видео попробую снять, если получится, выложу.
vadzya22:19 23.05.2013# 
А клеили шкуру как- в полном соответствии с забугорными аналогами? Не было сложностей по натяжке и складкам? И как шкура в жизни - плотно сидит на воде?. И как закрывается - молния и липучки или только липучки?
rid05:01 07.06.2013# 
а клеил только клеем. никаких обогревателей и фенов не использовал. правда клеил летом, было жарко, да и так, на холоде тент то дубеет, по тому они наверное обогреватели ставят. хотя за бугром у них клей с термоактивацией(или как то так), я использовал "момент кристалл", по скольку ни чего другого у нас не нашёл, а интернет покупки я не очень люблю, да и не зачем, т.к. этот клей держит замечательно и схватывается быстро. правда можно ещё купить клей уран(в тюбиках) или десмокол(банками по литру или килограмму), но вот его нужно греть перед соединением. складочки и волны есть, по борту, поскольку тент по диагонали не тянется, во всяком случае на лодках. можно конечно и скроить днище и борта из отдельных деталей, но это, опять же, добавит трудоёмкости. в общем волны по бортам мелкие и на мою скорость никак не влияют. на каркасе сидит "как тут и былО". по натяжке сложностей не было. просто нужно брать нитки покрепче и слишком по многу стежков не делать, это просто неудобно из-за длины нитки. с натяжкой нужно учитывать, что когда шкура будет доклеена, нитки срежутся и вся натяжка разойдётся по всей шкуре, включая деки. возможно молнию обратно застегнуть не получится и придётся переделывать, переклеивать молнию, а её уже аккуратно не отделить. я с первой лодкой до натягивался, теперь предпоследний шпангоут ставлю после того, как шкуру одену. да и вообще с ноги тянуть не следует, пусть лучше будут эти волны по борту, лодка всё равно почти по деку в воду сядет, зато со сборкой проблем не будет. тент вроде мягкий, а по оси полсантиметра не довернёшь и шкура уже не сходится. в жизни, на воде, шкуру к каркасу водой ещё сильнее прижимает. закрывается на молнию и липучки, воду по задней деке всё равно не хило подравливает( волны там, или ещё какие стихийные), так что если нет необходимости, то лучше её делать неразъёмную, если плоскую, как у меня, либо домиком, как переднюю. с молнией натяг лучше, вид эстетичнее. не плохо бы перед первым выходом лодку пару раз разобрать-собрать где нибудь в гараже, мало ли, вдруг потребуется какая доводка и "хирургическое" вмешательство. первую лодку я сначала долго не мог разобрать - шкуру снять, а потом даже запихать обратно, не то что бы одеть или натянуть. но немного погодя я разглядел, что шкура склеена с перетяжкой и убрал предпоследний шпангоут, всё само встало на место, но нос ни как не хотел одеваться, пришлось ахтерштевень подпилить на сантиметр. обращайтесь в общем с вопросами, если что. но на почте я быстрее увижу, здесь стал редко бывать. r_1.2@mail.ru
vadzya06:00 07.06.2013# 
Огромнейшее спасибо за развернутость ответа. Буду спрашивать обязательно. Ближе к зиме - больше))
qwait1316:26 14.07.2014# 
Приветствую.
Каяк - это здорово.
Однако он для одного, вот и задумал я скрестить технологию каркасной сборки и каное. Чертеж каное - по этому адресу - http://www.vodnyimir.ru/Canoe.html.
порядок примерно следующий...
1-Придерживаясь технологии сборки собрать каркас каное, по ходу дела вносить необходимые изменения
2- шкуру - склеить по указанной здесь технологии либо ничего не клеить, и сделать одним лоскутом...

Жду ваших замечаний и предложений, потому как не хватает опыта, это мой первый проект.
Мирослав03:16 04.06.2015# 
rid, очень класно получилось, а вы не могли бы ссылки в статье обновить или новые добавить, а то ссылки в статье битые :(
rid04:13 31.01.2016# 
Ура, сайт yostwerks починили, ссылки я исправил
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 2mb за один раз

RSS подписка