Напомните мне пароль
07.04.2011fishmonger

Установка руля на морской каяк Wilderness Tempest 170


По результатам полутора сезонов на морском каяке Wilderness Tempest 170, обнаружил в данной модели весьма существенный для себя недостаток — отсутствие руля. На моем традиционном маршруте по акватории есть участки со стабильным боковым ветром. Достаточно утомительно постоянно подруливать в таких условиях, нерационально расходуя силы. Конечно, постепенно я привык к отсутствию руля, но зачем терпеть неудобства, если их можно устранить?

Конечно, можно спросить, дескать, не проще ли поменять весь каяк на модель с рулем. Но дело в том, что у Wilderness нет моделей с такими обводами и рулем, а другого производителя каяков со столь идеальным сиденьем, обвязкой и прочими мелочами, я пока не нашел.

А не попробовать ли впихнуть невпихуемое? Модель абсолютно не предназначена для установки руля. Создал в форуме соответствующую тему, где обсудил с коллегами многообразие вариантов переделки кормы каяка — http://forum.sea-kayak.ru/viewtopic.php?f=14&t=394

В ходе обсуждения было принято решение изготовить кронштейн из нержавеющей стали, кронштейн крепить к корме каяка, а руль, соответственно, к кронштейну.

Wilderness Tempest 170 — так называемый «английский» стиль подразумевает не только отсутствие штатного руля, но также отсутствие каких-либо креплений для оного.

Для установки был выбран комплект SmartTrack Rudder System, как наиболее подходящий для монтажа на неприспособленную корму. На фото показаны лишь педали и пара рулевых перьев различного размера (заранее не смог определиться, какой размер требуется). Интересно, что перо руля тут гидродинамической формы, а не плоское, как его дюралевые собратья от других производителей.

По бумажной выкройке делаю чертеж кронштейна. Эдакий rudder mount for SmartTrack Rudder System для Wilderness Tempest 170.

Заказать изготовление кронштейна из нержавейки во Владивостоке оказалось достаточно просто. Отправил чертеж по e-mail, на следующий день заехал, забрал готовую деталь.

Корма каяка очень узкая, доступа изнутри нет.

Выгибаю кронштейн (толщина стали 1 мм, гнется руками вокруг резиновой киянки), после чего приклеиваю его двусторонним скотчем. Полированная нержавейка и гладкий полиэтилен имеют великолепную адгезию со скотчем на основе вспененной резины, оторвать приклеенный кронштейн не получилось.

Закрепляю кронштейн саморезами диаметром 4 мм.

Все свободное пространство, образованное внутренней частью кронштейна, тщательно заполняю расплавленным пластиком из клеевого пистолета. Теперь при вертикальных ударах нагрузка распределяется по внешней поверхности узкой части кормы. Держится весьма прочно, каяк удобно переносить за этот кронштейн, для чего делаю пластик слегка выступающим за контур металла — чтобы при переноске сталь не резала руки.

Устанавливаю обойму руля. Механизм быстросъемный — при транспортировке руль можно отстегивать и крепить под резинки на палубу.

Отважно сверлю в каяке отверстия для прокладки тросов.

Тросы управления рулем протянуты в пластиковых трубках (труба в комплекте с рулем не идет, заказывается дополнительно).

Попутно устанавливаю педали. С этой деталью проблем не возникло — идеально встали вместо штатных ножных упоров Tempest. Вероятно, существует некий стандарт соблюдаемый разными производителями. Педали у рулей SmartTrack выполнены из двух половинок. Нижняя — неподвижная, служит упором для ног, верхняя — подвижная, используется для управления рулем. Таким образом, нет необходимости в поднятом положении фиксировать перо руля в средней позиции.

Соединяю тросы с коромыслом руля. Допуски и посадки у бобышек зажимающих трос оказались, мягко говоря, несоответствующие. Пришлось поработать напильником.

Вид сверху. Все достаточно просто и примитивно. В этой части SmartTrack не отличается от любого другого руля для каяка.

Монтирую перо руля. Руль максимально заглубил, понимаю, что решение достаточно спорное, но по опыту эксплуатации на нашей акватории Ocean Kayak с весьма длинным рулем, вспоминаю, как неудобно, когда на коротких крутых волнах руль периодически оказывается вне воды — становится сложно держать курс.

SmartTrack имеет достаточно оригинальную систему подъема. В нижнем рабочем положении руль прижимается только усилием встроенной в перо спиральной пружины. Должен достаточно легко откидываться при касании дна. Усилие прижатия пружиной регулируется. В верхнем нерабочем положении руль держится за счет натяжения единственной веревки. Для спуска в воду веревку нужно ослабить, для подъема руля из воды — натянуть.

Управляющий конец веревки монтирую ближе к передней части очка кокпита.

Веревку закрепляю пластиковыми проушинами, чтобы не провисала, не цеплялась и глаза не мозолила. На этой операции установка руля завершена. Осталось спустить каяк на воду и провести натурные испытания.

Испытал. Прошел 25 километров под различными углами к ветру и волне. Руль на Tempest 170 полностью оправдывает затраченные на установку усилия.

Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (36)

yarik00:01 08.04.2011# 
++++++100000000!!!
Kosya01:36 08.04.2011# 
ждем натурных испытаний, выглядит все очень здорово, почти как фабричная конструкция..
bober01:47 08.04.2011# 
Как старый парусник и конструктор говорю: все грамотно. В 1965 году получил новую эмку "швертбот класса М", вот тогда впервые увидел аэродинамические руль и шверт.
Иванов Андрей03:04 08.04.2011# 
Где такие рули заказывают? Ссылочку плиз, если не секрет...
fishmonger10:04 08.04.2011# 
Я покупал вот тут — http://www.austinkayak.com/catalog_products.php?SubcatID=217009&sort=ProdPrice&order=ASC
fatoom06:30 08.04.2011# 
у меня вопрос, тросики они металлические или синтетика? меня смутило вот этот узел...если там все из металла то вопрос снимается...
fishmonger10:06 08.04.2011# 
Тросики металлические. Узел на фото не несет какой-либо нагрузки, это просто направляющая для троса, чтобы не провисал.
fatoom17:48 08.04.2011# 
получается тросик постоянно в ослабленном состоянии? а как же они на фотке где соединяются с коромыслом руля получаются натянутыми?
fishmonger18:37 08.04.2011# 
Ослабнуть он может при транспортировке каяка, если руль принудительно крутить руками. При работе тросы всегда натянуты.
fatoom22:04 08.04.2011# 
вот по этой причине у меня и возник вопрос, возле педалей трос ослабленный (провис), а возле руля натянут. Есть какой то узел который позволяет тросам возле руля быть натянутыми а около педалей ослабленными?
fishmonger22:16 08.04.2011# 
Трос всегда натянут, если нажимать ногами на педали, и всегда ослаблен, если крутить руками за сам руль. У всех рулей так. Т.е. там конечно делают резинки или пружины в педалях для натяжения троса при транспортировке, но усилие их много меньше, чем если давить на педаль ногой.

Впрочем, ни на что это не влияет, поскольку трос прокладывается так, чтобы и в ненатянутом состоянии не мешал и не провисал.
Fischer13:39 08.04.2011# 
Круто, однако
fatoom17:49 08.04.2011# 
Как уже говорилось: для себя, качественно и красиво
Иванов Андрей03:17 09.04.2011# 
На Паддлере Темпест теперь продается с рулем. О как!
fishmonger10:50 09.04.2011# 
Там всегда была такая дезинформирующая надпись.
Андрей LV21:20 30.06.2011# 
Исполнение отличное, очень нравится. НО ИМХО (здесь немного покритикую) на корме получается некий крюк (понимаю что это сияк и топляков и прочего мусора на много, но на волнении может неприятно дернуть) который может цеплятся по отходе от берега за притопленние ветви и не соскальзнет лодка, как не дергайся.
fishmonger21:31 30.06.2011# 
Мангры в наших широтах не растут, посему ветви на берегу вряд ли возможны. Да и стартую только с воды, никогда с берега.

На волны какой-либо заметной реакции не обнаружено.

Вот при прыжке со льдины получится сильный удар о кромку льда, но это с любым рулем такая фигня.
Pobeach-kayaks02:04 22.12.2011# 
2 Андрей LV...

руль не за что не цепляет по той причине, что он стоит на пружине. Если и зацепит, то руль сразу "согнется" и коряга или трава слитит с руля.
Андрей LV19:08 29.03.2012# 
Речь идет в частности и креплении из нержавейки. Если взять аналогию: разборная байдарка "Салют"(http://turvoda.ru/archives/62) - руль (точнее крепление) опасно при сплаве - попадет бревно межде корпусом и креплением, как стоп-кран дернул кто-то. У сияков сейчас его выносят, как бы наверх.
Специфика конечно другая в этом случае, но в копилку "граблей" (это я про "Салют") можно записать.
Pobeach-kayaks19:37 29.03.2012# 
А кто с рулями сплавляется?? да еще и на сияках...

для сплавов есть свои отдельные типы каяков... более пригодные для этого дела.
ten06:29 30.03.2012# 
Супер! Молодец! Но, вопрос есть. Не было желания и перо руля и крепление сделать из нержавейки (аллюминия) у ваших умельцев?
fishmonger10:08 30.03.2012# 
Нет. Пластик лучше (гидродинамический профиль, весит меньше).
sokrat23:07 05.09.2013# 
Хорошее фото, попробую...
Круглый Филин01:16 04.11.2013# 
Я правильно понял, что при отпущенных педалях руль всегда встаёт параллельно курсу?
То есть можно во время долго гребли по прямой переставить ноги на неподвижную площадку педалей, и руль при этом сохранит прямое положение?
fishmonger01:24 04.11.2013# 
А разве возможны какие-то еще варианты?
Круглый Филин01:43 04.11.2013# 
У Цунами 145, 1) из-за особенности конструкции системы подъёма руля, при бросании педалей, руль всегда немного сворачивается в сторону 2) вообще нет никакой системы, выставляющей руль прямо, вся надежда только на то, что набегающая вода будет сама выравнивать руль.
Круглый Филин01:22 04.11.2013# 
fishmonger, вы могли бы рассказать о материалах, в этой конструкции только перо сделано из пластика, а остальное из алюминия? Спасибо.
fishmonger01:25 04.11.2013# 
Да, пластиковое только перо, остальное из металла. Но каких-либо отрицательных последствий в плане коррозии не наблюдается.
Егорыч00:51 13.02.2014# 
Если не сложно, в двух словах так сказать.Какую функцию выполняет этот узел?
fishmonger01:51 13.02.2014# 
Амортизирует удар пера руля, если руль опустить слишком резко. Выступ в основании пера ударяется о двигающийся в пазу подпружиненный штифт.
Егорыч03:34 13.02.2014# 
Спасибо за столь быстрый ответ! Мне понравилась конструкция руля и инж. решения примененные в ней.
Удачи в эксплуатации! А ширина пера где то миллиметров 80?
fishmonger11:22 13.02.2014# 
Да, примерно такой. Хотя точно размеры так сходу не подскажу.
Николай Шестерин02:38 08.04.2015# 
Прошёл на байдарках более 15 000 км по рекам и морям России. Не уверен, что такая конструкция выдержит, к примеру, путь в 1000 км вокруг Крыма по Азовскому и Чёрному морям, и заливу Сиваш. Именно такой маршрут - уже 17-й дальнобойный, мы собираемся пройти в этом году...
Но за идеи - спасибо!
У нас на "Тайменях" установлены простые педали и перо руля гораздо большей площади...
Удачи всем на маршрутах и надёжных попутчиков!
Crozier15:18 17.08.2015# 
Расплавленный пластик - это обычные китайские клеевые стержни для пистолета, или какие-то особенные? И как они держатся по прошествии времени, не отклеиваются?
fishmonger17:38 17.08.2015# 
Не отклеиваются. Правда тут использованы просто в качестве наполнителя, так что им и отклеиваться некуда. С завода каяк собран с их же использованием (вклеены переборки).
VKS17:40 04.07.2016# 
Отличная статья !!!! Перед покупкой данной лодки тщательно изучил ее.
Но в процессе знакомство с лодкой был приятно удивлен ее возможностями в управлении и маневренности. Очень легко ставить и удерживать большой крен (45 градусов). А с таким креном лодка без проблем разворачивается так же хорошо, как и с рулем.
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 2mb за один раз

RSS подписка