Фотосъемка в водных походах и условиях повышенной влажности
Часто спрашивают о защите фототехники при съемке с воды и используемой для этого аппаратуре. Поскольку такие условия съемки действительно для многих актуальны, а в сети наблюдается большое количество расхожих мифов по данному вопросу, мало соотносящихся с реальностью, нелишне будет поделиться некоторым опытом организации «влажных» фотосессий.
Тонущие филиппинские рыбаки.
А нужна ли защита?
Не только большая часть нашей планеты покрыта водой, но и большая часть человечества теснится в зонах сырого тропического климата, где влажность воздуха зачастую стремится к 100% (а в городах, вроде Владивостока, такая влажность держится весь летний сезон). Как это ни странно, но в подобном климате также обитают фотографы, которые ходят по улицам с фотокамерами, не помещая оные в бокс для подводной съемки. В большинстве ситуаций никаких дополнительных мер по защите фототехники не требуется. Нет смысла выдумывать несуществующие проблемы, чтобы потом искать пути их решения. Ни лондонский туман, ни «парной» климат Сингапура не способны повредить фототехнику в процессе ее эксплуатации.
Наводнение в Макассаре. Сулавеси.
Но не одними городскими улицами ограничивается наша фотосъемка. Реки и болота, моря и дождевой лес — всегда есть место, где пытливый ум найдет способ утопить фототехнику.
Водный мир озера Тонлесап. Камбоджа.
Выбор фототехники
Помните, что единственный способ гарантировано не повредить фотоаппаратуру во время съемок — это оставить ее дома. Никакие меры защиты и никакие предосторожности не смогут наверняка уберечь вашу камеру от поломки или необратимого разрушения при съемках на природе. Тем более, если наши сюжеты ожидают нас в джунглях, а за очередным фотошедевром нужно плыть через мангровое болото. Следовательно, нужно сознавать, что фотокамера — лишь инструмент, утрата которого возможна в любой момент съемок. Иначе, используя слишком дорогую для него аппаратуру, фотограф рискует стать заложником своего чемодана фотоценностей, забота о сохранности которых перевесит усилия в поиске интересных сюжетов. И вместо того, чтобы снять интересный кадр, мы лишний раз пожалеем залезть с камерой на дерево, вступить в воду или под дождь.
Утро на Ливадийском хребте.
В поисках золотой середины
Казалось бы, промышленность сейчас предлагает некоторые модели цифровых камер, позволяющие не только не бояться брызг, но и вовсе снимать под водой. К сожалению, все это «мыльницы» качество съемки которых и удобство работы удовлетворят далеко не каждого. Съемки с воды требуют хорошей реакции, большой же лаг затвора компактной камеры затрудняет съемку из болтающейся на волнах, или несущейся по течению лодки. Многие такие камеры вовсе не имеют видоискателя — это не только усложняет кадрирование на ярком солнце (жк экранчик слепнет), но и лишает нас важной точки опоры камеры, ведь наша голова — наиболее «стабилизированная» деталь организма. Камера, прижатая при съемке к лицу фотографа, трясется значительно меньше, что ведет к меньшему смазу изображения в кадре.
Canon PowerShot D10. Фото с сайта ixbt.com.
Более совершенные модели компактных камер можно поместить в подводный бокс (стоимость которого для «мыльниц» вполне приемлема). Работа с камерой в боксе не очень удобна, конструкция получается громоздкая и тяжелая, автономная работа от одного комплекта батарей у «мыльниц» весьма мала. Но водозащита получается очень хорошая.
Подводный бокс для мыльницы Canon. Фото с сайта pitertel.ru.
Возможно, с развитием беззеркальных камер удастся сочетать хорошую быструю фотокамеру с видоискателем и относительно компактным подводным боксом. Имеющиеся же в данный момент предложения на рынке фототехники — достаточно грустны.
Fujifilm X100. Фото с сайта fotking.net.
Защита зеркальной камеры от пыли и влаги — хотя зачастую декларируется производителями с демонстрацией красивых картинок резиновых прокладок в корпусах, на практике играет скорее отрицательную роль, лишая фотографа осторожности. Также такая камера медленнее сохнет изнутри, чем ее более дырявые собратья. Помните, молекула воды — мелкая и зловредная штуковина, для которой все эти, лишенные смазки, резинки не являются сколь-нибудь серьезным препятствием.
Останки фотокамеры Nikon D200 после непродолжительного купания в морской воде.
Это в полной мере касается и пленочной фототехники, слухи о водостойкости и всепогодности которой сильно преувеличены. А некоторые легендарные камеры, вроде FM3A, на поверку оказываются хлипким «гламуром», малопригодным для серьезного «внедорожного» использования.
Среднеформатная пленочная фотокамера Mamiya 7 на тихоокеанском побережье Кунашира.
Сухость и комфорт
Если компакт или беззеркалку мы можем защитить от воды, поместив в подводный бокс, то для зеркальной камеры подобное решение слабореализуемо. Во-первых, стоимость подводных боксов для «зеркалок» находится за гранью добра и зла. И если вы не увлекаетесь подводной фотосъемкой, целесообразность приобретения подводного бокса весьма сомнительна. Во-вторых, вес и габариты этих боксов делают сухопутную съемку с их использованием разновидностью тяжелой атлетики. Так что кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево. Оставим подводные боксы подводным фотографам.
Подводный бокс фирмы SEA&SEA для зеркальной камеры. Фото с сайта divemedia.ru.
Как компромиссный вариант в продаже есть спорт-боксы для зеркальных камер. Спорт-бокс — это упрощенный вариант подводного бокса, предназначенный для съемки на небольших глубинах или на поверхности воды, когда есть опасность утопить камеру. Решение вполне имеет право на жизнь, хотя омрачается некоторыми досадными мелочами. Спортбокс стоит немногим дешевле аналогичного подводного бокса, весьма громоздок и дает доступ далеко не ко всем органам управления камерой. Рассматривая цены и модели боксов не забывайте, что к самому боксу вам понадобится еще и порт для объектива (отдельная часть бокса защищающая объектив), который стоит также далеко не три копейки.
Спорт-бокс Aqua Tech ND-7 для Nikon D700. Фото с сайта bhphotovideo.com
Мягкие чехлы, хотя и активно используются в сложных условиях некоторыми фотографами, также не лишены ряда недостатков. Сильно затрудняют доступ к органам управления, мешают визированию, превращают и без того не очень компактную камеру в огромный неудобный бурдюк. Некоторые модели чуть лучше ведут себя под водой, обжимаясь давлением, но на суше сильно раздражают вечно расположенными в неподходящих местах деталями мешка. Отмечу, что несмотря на внешний хлипкий вид, мягкие чехлы достаточно надежны. Выпускаются как для компактных камер, так и для всех моделей «зеркалок». Цена относительно демократична.
Мягкий чехол от Eva-Marine. Фото с сайта shop.diveru.ru.
Специальные чехлы для защиты камеры от дождя. Выпускаются многими производителями, иногда защищают не только камеру от дождя, но и глушат звук затвора камеры (важно при съемке пугливых животных или в театре). Есть модели в которые камера помещается вместе с фотографом, что, помимо защиты камеры и фотографа, доставляет немало веселых минут окружающим зрителям. Чехлы закрывают камеру только от падающих сверху капель, естественно, не обеспечивая защиты от купания. Мешают повесить камеру на шею и обычно предназначены для работы со штатива. Непрозрачные модели ограничивают обзор органов управления.
Чехол от дождя Kata E-705. Фото с сайта bhphotovideo.com
Главный конкурент этих специальных накамерных плащей — полиэтиленовый мешок с кольцевой (банковской) резинкой. Самый удобный, практичный и надежный метод защиты камеры от дождя. Как вариант, если нет желания защищать еще и объектив, можно использовать одноразовую шапочку для душа (прихватизированную в каком-нибудь отеле). Дешево, надежно и практично. Мешок надевается на камеру, резинка охватывает горловину мешка вокруг объектива (или бленды объектива). Доступ к органам управления осуществляется сквозь мешок.
Водозащищенные ударопрочные кейсы для перевозки могут послужить и хорошим подспорьем при съемке с воды. Главное свойство кейса — возможность очень быстро достать из него камеру и убрать ее обратно. Откинуть два замка и хлопнуть крышкой, буквально секундное дело, и, вот, ваша камера уже готова к съемке, или покоится в уютном защищенном кейсе. Перепробовав множество вариантов защиты фототехники, сам я чаще всего пользуюсь именно кейсами, располагая ящик перед собой на палубе каяка. Сама камера в момент съемки не имеет никакой защиты, но не затрудняется доступ к органам управления камерой, не страдает оперативность. При малейшей опасности намокания камера быстро убирается в кейс. Кейсы достаточно тяжелы и громоздки.
Кейс Peli 1300. Залив Петра Великого.
Гермомешки — не имеют оперативности жестких кейсов в вопросе доставания и убирания камеры, но могут в процессе съемки висеть на шее поверх камеры, в качестве защиты от брызг. Имеют малый вес, легко складываются. Даже при небольших радиальных прогулках я рекомендую иметь с собой в фоторюкзаке гермомешок достаточного объема, на случай необходимости спрятать технику от внезапного ливня (хотя для этого в фоторюкзаке есть накидка), или пересечь водную преграду. Однажды на Борнео, прогулявшись в отлив без гермомешка на другой берег лагуны, внезапно начавшийся прилив вынудил меня, в отсутствии гермомешка, плыть пару сотен метров до твердой земли, словно раненый Чапаев, держа фотокамеру на вытянутой руке над головой. Выбирая гермомешок, стоит обратить внимание на модели из тонкого армированного ПВХ. Мешки из более нежных тканей легко приходят в негодность при знакомстве с превратностями походной жизни.
Камера в гермомешке из армированного ПВХ. Остров Тао.
Водозащищенные фоторюкзаки и фотосумки — имеют значительный вес и значительное же время для доступа к содержимому. С одной стороны, приятно сознавать, что если древний паром с сотней аборигенов, на котором вы сейчас путешествуете, перевернется и затонет, вы сможете дрейфовать к берегу прямо на своем фоторюкзаке, мирно беседуя с проплывающими мимо крокодилами. С другой стороны, невозможность достаточно быстро спрятать камеру в защищенное место может сыграть с фотографом злую шутку.
Водонепроницаемый фоторюкзак Lowepro DryZone 200. Фото с сайта lowepro.com
Туман, влажность и точка росы
Фотографа, непривыкшего к влажному тропическому климату, преследует проблема запотевания линз объективов да и корпуса фотокамеры в целом. Эффект проявляется как при переходе из холода в тепло, так и при съемке во влажных лесах (при незаметном скачке влажности и температуры). Сразу отмечу, что ручьи конденсата, стекающие по корпусу камеры, какого-либо ущерба оной не принесут (если же камера вдруг сломается, постарайтесь впредь воздерживаться от покупки техники этого производителя). Не стоит в таких условиях менять оптику, поскольку запотевание зеркала или задней линзы объектива может оставить грязные разводы на стекле, влияющие на работу автофокуса (в случае с зеркалом) и на контрастность изображения (в случае с объективом).
Для предотвращения мокрых неприятностей минимизируйте перепад температур — не вымораживайте гостиничный номер на всю мощь кондиционера. Держите камеру в тамбуре палатки. Не доставайте сразу камеру из кофра, дайте ей некоторое время на нагрев. Не носите холодное пиво в рюкзаке рядом с фототехникой.
Холодное пиво в рюкзаке — прямой путь к запотеванию фототехники.
Ускорить процесс готовности камеры к съемке можно поместив предварительно оную в полиэтиленовый пакет, дав прогреться в пакете на солнышке перед доставанием камеры.
Все эти меры не помогут, если предстоит съемка во влажном лесу, где перепад температуры и влажности прямо во время съемки с выпадением конденсата — обычное и труднопрогнозируемое явление. Проблему решит карманный вентилятор на батарейке — архиполезная вещь для фотографа в тропиках и влажном климате. Буквально несколько секунд обдува передней линзы и ваша камера вновь готова к съемке.
Карманный электрический вентилятор.
Мифы и легенды
Зачастую на фотофорумах можно услышать рекомендации использовать в походах для защиты от влажности силикагель — впитывающий воду сорбент, извлекаемый из коробок для обуви и прочих странных мест. Вероятно, в качестве амулета, поскольку ничем, кроме пережитков фетишизма, нельзя объяснить подобную страсть к малоподходящему в данных условиях веществу.
Силикагель абсорбирует воду. Естественно, он не высушит ближайшее болото, лес, реку, воздух вокруг фотографа и даже внутренности рюкзака который вы регулярно открываете, чтобы положить туда камеру. Вода отнимается в замкнутом ограниченном объеме, что годится для хранения чего-либо (в том числе и фототехники), но не имеет смысла в процессе эксплуатации оной. Единственное место где силикагель уместен в походах — внутренность герметичного подводного бокса или пакета, для предотвращения запотевания бокса изнутри.
Гораздо полезнее положить в кофр с камерой (а особенно в гермомешок) хорошо впитывающую тряпку, которой можно обтирать с камеры воду от мокрых рук (этого вполне достаточно), а саму тряпку несложно просушить в любых условиях.
Внутренности камеры при работе нагреваются, что служит лучшим «осушителем». Чем чаще вы снимаете, тем меньше будет влаги и конденсата в утробе вашего одноглазого друга.
Литораль острова Боракай.
Так что желаю хороших фотографий, интересных сюжетов, сырой воды, темных лесов, зеленых болот и всех тех прелестей, что дает нам фотосъемка на природе. На этой оптимистичной ноте, позвольте завершить свою мокрую статью.
© 2011 fishmonger.ru
Комментарии (38)
Молодец, Вадим!
полезно.
буду знать.
спасибо!
Очень интересно! А есть Фото сего девайса?:-)
Мне кажется, что основной недостаток всяких боксов и даже специальных фоторюкзаков даже не цена, а вес и объем. Проще всего и надежней всего в тропических лесах на время дождя складировать всю технику в полиэтиленовые пакетики, а если уж камера грохнулась в воду, правда только пресную, то не переживать, а спокойно открыть ее всю насквозь и вынуть батарейки, положить на солнце. Если это цифровик, то можно еще защитный экранчк вынуть. Все современные камеры подобные операции выдерживают без последствий. Только соленую воду электроника не может стерпеть.
А аппарат полнотсью разбирать и не нужно: просто окрыть все, что открывается и подождать пару дней. Иного пути нет.
Я его уже несколько лет юзаю, под воду правдо не окунал, но под дождем был не раз и волной омывало, правдо пресной. Вроде проблем с ним небыло! тьфу, тьфу, тьфу :-) Удивительно!!!
Для себя вынес правило — любой подобный супер-пупер защищенный прибор (кроме наручных часов) всегда держать в аквапаке.
не зеркалка конечно, зато размер позволяет просовывать в корму
сам фотик в сумке, сумка в герме
такая система вполне надежная
гермы разные пользовал
сейчас использую stream - доволен
фотик и под водопадами варился и все в порядке - вода не попадала
а в прошлом году просто под дождем промок и превед
вода попала куда-то на мозги, сбоил фокус или вообще фотоаппарат не включался
сдавал в мастерскую - ничего не помогло
за 4 месяца ничего не поменялось
потом убрал его в сумку с пакетиками силикагеля и забыл на месяц
за месяц полностью просох и опять работает нормально
теперь все время держу в сумке силикагель
Конечно, если собрать комплект (кит, ширик 9-18, фикс 20/1.7, эви, бокс, пара запасных аккумуляторов) цена уже не очень гуманная получается. Зато видео с автофокусом есть.
В бокс гарантированно помещается 2 объектива: 14-42 и 9-18 (покупать порты не надо,только шестеренки по 60уё для зуммирования) и еще 3 вероятно смогут работать: 20/1,7, 17/2,8 и 14/2,5. (есть из чего выбирать, и какчество не самое худшее).
т.е водонепроницаемость и непотопляемость обойдется долларов в 800-850, 1.3 гк веса и литра 2 объема.
Гермомешки - наше всё. Обычно с собой их два: один чуть шире рюкзака и второй, небольшой, под фотокамеру.
По сравнению с селикогелями это день и ночь!
Изрядно снимал в водных походах, сам делал боксы для фото и видео.
В итоге пришел к выводу, что хорошо иметь водоплавающую мыльницу под рукой, в кармане спасика и хороший фотоаппарат в пели-кейсе.
Видео на 5+.
Фото 5.
Из минусов: от GPS одно название, посадит батарейку, а координаты так и не запишет.
слабый аккумулятор, думаю урезали специально. иначе он сможет заменить зеркалку начального уровня с проф оптикой.
Брал в сплав по заполярью, все пейзажи снимал зеркалом, с воды только им!
Что касается GPS, то не забывайте перед выходом скачивать с сайта Никона и обновлять в камере соответствующий файл —
http://nikonimglib.com/agps3/index.html.en