25.09.2020Shyrik27ua

Осенний сплав на каяке по р. Десна


Всем добра, и доброго времени суток. Сбылась мечта, начало которой было положено в уже далеком январе 2018 года. Кто знает что сыграло большую роль детские воспоминания о книге Марка Твена «Приключе́ния Ге́кльберри Фи́нна» или же желание к чему то новому но захотелось. Когда при просмотре роликов на тему сплав на плоту по реке, «ютуб» выложил в предложениях широко известный (в узких кругах) блог - «сериал» (куда получше тех, что снимаются именитыми режиссёрами)  «Крым, каяки, два бомжа» итог выбора плав-стредства стал очевиден. Просмотрев на одном дыхании 2-х часовую историю, ринулся изучать доселе новое «каякостроение» с условием - бюджетное. Отбросив: пенопласт, монтажную пену, стретч пленку и палки и прочий явный одноразовый бред остановился на фанере. Поискав, почитав, посмотрел, найдя больше вопросов чем ответов вплоть до января 2020 года все искал свободное время да «волшебный пинок».

Как и в выше упомянутом блоге постройка «Шервотерспорт 14,6» затянулась на неделю, а затем еще, еще и еще. В итоге первый раз мое «чудище» почуяло воду только 30 августа 2020 года. Почуяло и … не потонуло. Несколько выходов на местный пруд с шириной до 100-150 м и длинной 2 км, выяснение ходовых качеств, удобства, возможностей, да и выработка личных умений держаться на плаву дали понять, что техническая часть к сплаву имеется и пригодна. Теперь предстоит разработать маршрут, средства доставки и снятия, места эвакуации и самое главное выбрать день в который погода будет радовать.

С выбором рек особо не разгонишься. На расстоянии разумной доступности имеются: р. Десна, р. Сейм, р. Ивотка, р. Шостка. Все остальные (Есмань, Реть, Осота, Клевень) совсем мелкие и вряд ли предоставят удовольствие от их прохождения. Последняя сильно завалена и имеет малую протяжность для нормального хода. р. Сейм довольно далеко для заброски и снятия что не рационально для однодневного, одиночного похода, так же очень мало мест для эвакуации в случаи нештатной ситуации (для первого раза мало разумно), об Ивотке как то не подумал сразу, так что выбор пал на р. Десну. К тому же в 2019 году она уже была пройдена на 2-х местной таймени, что давало уверенности в возможности проходимости маршрута, представление  встречаемых проблем и наличии людей на маршруте.

Изначальный маршрут протяжностью 28 км был намечен с учетом ходовой скорости 4 км/ч, которая была определена предыдущими пробами на испытаниях (на практике оказалось крейсерская, умеренная  ходовая скорость порядка 5-6 км/ч, что дало возможность больше отдыхать на берегу)

 

Место старта – в районе с. Собич. Доставка – частный автомобиль с прицепом (вариант на «крише» так же был предусмотрен, но решили тянуть прицеп). Как только свернули с дороги Шостка-Пироговка, началась дорога класса «лучше объехать по полю». В итоге на месте оказался только в 7: 00. Температура +5, штиль, ТУМАН!!!!! Часто вспоминался анекдот про мужика, который греб ложкой в сильный туман. Если сказать о погоде, то «одним словом» звезды сошлись. Тщательно следя за прогнозом в течении недели в этот  день прогнозировалась следующая погода: температура +4 утром +21 днем + 18 вечером. Ветер штиль, порывы до 2 м/с , облачность – ясно. При чем такой прогноз был всю неделю, и вот чудо он 100%  подтвердился (метеорологи вам 5+).  Ветерок лишь изредка давал о себе знать легкой рябью на воде, которая в основном была зеркальной.
Загрузка...
 
Место старта – в районе с. Собич. Доставка – частный автомобиль с прицепом (вариант на «крише» так же был предусмотрен, но решили тянуть прицеп). Как только свернули с дороги Шостка-Пироговка, началась дорога класса «лучше объехать по полю». В итоге на месте оказался только в 7: 00. Температура +5, штиль, ТУМАН!!!!! Часто вспоминался анекдот про мужика, который греб ложкой в сильный туман. Если сказать о погоде, то «одним словом» звезды сошлись. Тщательно следя за прогнозом в течении недели в этот  день прогнозировалась следующая погода: температура +4 утром +21 днем + 18 вечером. Ветер штиль, порывы до 2 м/с , облачность – ясно. При чем такой прогноз был всю неделю, и вот чудо он 100%  подтвердился (метеорологи вам 5+).  Ветерок лишь изредка давал о себе знать легкой рябью на воде, которая в основном была зеркальной.
Теперь о маршруте. Когда то судоходная Десна (от Н-Северского до Чернигова) сейчас изрядно обмелела, но не утратила своего величия. Не проходимых участков мной найдено не было. Обносы не проводились, хотя мели встречаются, и добавляют прекрасных видов подводной жизни. Изредка попадаются деревья. Те которые торчат над водой - видно издали, хуже обстоит с теми, которые не видны, их мало, но они опасны, так как угадать об их наличии можно только по движению воды.  Сразу же после старта понял: что то не так. Каяк очень не устойчив, все время норовит наклонится так, чтобы в пот бросило. Начал обдумывать причину как оказалось – новая (не испытанная ранее)  «сидушка». При испытаниях сидел на пенке, фактически на дне. В поход же сделал подобие стула высотой 3 см + пенопласт 5 см, и того + 8 см от дна подняло мой центр веса на столько, чтобы убрать баланс равновесия на новый уровень. При первой же возможности убрал пенопласт, добавил 15 кг балласта в бутылки, и весь дальнейший путь прошел без проблем и переживаний. Получается как по мне то вес загрузки должен быть 95-100 кг не менее для оптимального хода.
Загрузка...
 

Теперь о маршруте. Когда то судоходная Десна (от Н-Северского до Чернигова) сейчас изрядно обмелела, но не утратила своего величия. Не проходимых участков мной найдено не было. Обносы не проводились, хотя мели встречаются, и добавляют прекрасных видов подводной жизни. Изредка попадаются деревья. Те которые торчат над водой - видно издали, хуже обстоит с теми, которые не видны, их мало, но они опасны, так как угадать об их наличии можно только по движению воды.  

Сразу же после старта понял: что то не так. Каяк очень не устойчив, все время норовит наклонится так, чтобы в пот бросило. Начал обдумывать причину как оказалось – новая (не испытанная ранее)  «сидушка». При испытаниях сидел на пенке, фактически на дне. В поход же сделал подобие стула высотой 3 см + пенопласт 5 см, и того + 8 см от дна подняло мой центр веса на столько, чтобы убрать баланс равновесия на новый уровень. При первой же возможности убрал пенопласт, добавил 15 кг балласта в бутылки, и весь дальнейший путь прошел без проблем и переживаний. Получается как по мне то вес загрузки должен быть 95-100 кг не менее для оптимального хода.

Первый привал вблизи с. Мезин
Загрузка...
 
Первый привал вблизи с. Мезин
Информационный стенд возле с. Мезин
Загрузка...
 
Информационный стенд возле с. Мезин
От точки старта на расстоянии 9 км  встретился первый населенный пункт -  с.  Мезин и начинается Мезинский национальный парк. Чуть раньше начинается виднеться высокий правый берег, густо укрытый лесом, левый же практически всюду – это заливные луга. С этого момента практически на все расстояние до с. Чаплеевка правый берег крутой и высокий. В Мезине действует магазин и паромная переправа. Паром устроен из двух понтонов   соединённых между собой деревянным настилом, в движение приводится ручной силой (через реку натянут стальной прут, который проходит через паром, и человек находящийся на нем руками тянет за этот прут приводит в движение всю конструкцию). В этот раз при мне паром не ходил, но в прошлый видел как паром с трактором и телегой (оба груженные сеном) легко переходил под действием силы рук двух мужчин. Подобных понтонов на этом участке три: в Мезине, Деснянском и в Радичеве. Все они устроены аналогично. Только в Радичеве трос не натянут так сильно, и утопает в воде (на моторе нужно быть осторожным возле берегов), в двух других же случаях он натянут над рекой, так что можно дотянутся веслом.
Загрузка...
 
От точки старта на расстоянии 9 км  встретился первый населенный пункт -  с.  Мезин и начинается Мезинский национальный парк. Чуть раньше начинается виднеться высокий правый берег, густо укрытый лесом, левый же практически всюду – это заливные луга. С этого момента практически на все расстояние до с. Чаплеевка правый берег крутой и высокий. В Мезине действует магазин и паромная переправа. Паром устроен из двух понтонов   соединённых между собой деревянным настилом, в движение приводится ручной силой (через реку натянут стальной прут, который проходит через паром, и человек находящийся на нем руками тянет за этот прут приводит в движение всю конструкцию). В этот раз при мне паром не ходил, но в прошлый видел как паром с трактором и телегой (оба груженные сеном) легко переходил под действием силы рук двух мужчин. Подобных понтонов на этом участке три: в Мезине, Деснянском и в Радичеве. Все они устроены аналогично. Только в Радичеве трос не натянут так сильно, и утопает в воде (на моторе нужно быть осторожным возле берегов), в двух других же случаях он натянут над рекой, так что можно дотянутся веслом.
За Мезином – село Деснянське, бывшая, Свердловка здесь если быть внимательным то можно увидеть дачу-особняк которую приписывают бывшему президенту Украины Л. Д. Кучмы. Отличная беседка с, как полагаю, прекрасным видом. Сам дом виден издалека, хотя вернее еще долго виден.  Следующей не рядовой достопримечательностью есть «круча на Десной» - Пузырева гора. Большая возвышенность с прекраснейшей панорамой сверху и богатой историей, описанной на стенде у подножья горы. На верх проложены ступеньки и уложены перила, там же оборудовано место для отдыха (огромные столы, туалет, мусорные баки). Вид – дух захватывает (может всего лишь впечатляющий, но от скоростного подъёма – дух захватило). Мусора практически нет. Стоянка для лодки условно удобная, дно – мелкий камень (мел) берег топкий, мало приятный, но достаточный чтобы выйти на берег. В целом по всей протяжности такого берега много. Он либо песчаный (очень редко каменный, либо грязный и очень топкий) что в свою очередь вызвано большим оттоком воды (падением уровня). Песчаных стоянок до Чаплеевки  довольно много, дальше дело обстоит хуже, но практически всегда  с теми или иными удобствами на берег сойти можно.
Загрузка...
 
За Мезином – село Деснянське, бывшая, Свердловка здесь если быть внимательным то можно увидеть дачу-особняк которую приписывают бывшему президенту Украины Л. Д. Кучмы. Отличная беседка с, как полагаю, прекрасным видом. Сам дом виден издалека, хотя вернее еще долго виден.  Следующей не рядовой достопримечательностью есть «круча на Десной» - Пузырева гора. Большая возвышенность с прекраснейшей панорамой сверху и богатой историей, описанной на стенде у подножья горы. На верх проложены ступеньки и уложены перила, там же оборудовано место для отдыха (огромные столы, туалет, мусорные баки). Вид – дух захватывает (может всего лишь впечатляющий, но от скоростного подъёма – дух захватило). Мусора практически нет. Стоянка для лодки условно удобная, дно – мелкий камень (мел) берег топкий, мало приятный, но достаточный чтобы выйти на берег. В целом по всей протяжности такого берега много. Он либо песчаный (очень редко каменный, либо грязный и очень топкий) что в свою очередь вызвано большим оттоком воды (падением уровня). Песчаных стоянок до Чаплеевки  довольно много, дальше дело обстоит хуже, но практически всегда  с теми или иными удобствами на берег сойти можно.
Вид с вершины Пузыревой горы
Загрузка...
 
Вид с вершины Пузыревой горы
Вид с вершины Пузыревой горы
Загрузка...
 
Вид с вершины Пузыревой горы
Притока р. Десна
Загрузка...
 
Притока р. Десна
Путь в 13,3 км сюда занял около 4-х часов в режиме «тащимся» + 4 выхода на берег с одним «перекусом». Течение помогало да и ветер не мешал.Хорошо отдохнув, полюбовавшись окрестностями и видом с высоты спустился вниз к каяку, благо его никто не упер (кому он нужен?) и волной от катера не смыло. О волнах скажу отдельно: сначала страшно, потом весело. Первую волну от катера встречал с полной серйозностю и опаской. Нос строго перпендикулярно волне весла наготове. Оказалось: первую волну режет легко, дальше слегка качка вверх-вниз. В дальнейшем принимал и под углом и бортом – достаточно успешно. Не захлёстывало, не заливало. Бортом конечно страшновато, но терпимо. Идя дальше начинают все виды приедаться и уже меньше «ух-ты», но все же после с. Радичева, ближе к с. Разлетам есть прекрасный 2,5 км прямой участок, шириной около 100 м., который дает во всю насладится величием реки. Здесь же находится Гидрологический пост с. Разлёты, с которого берут замер уровняв воды (и действительно берут), и может еще какие то измерения. Конечно состояние – унылое, но все же что то да осталось. От сюда 4 км до «конца» маршрута пройдены за 45 мин.
Загрузка...
 

Путь в 13,3 км сюда занял около 4-х часов в режиме «тащимся» + 4 выхода на берег с одним «перекусом». Течение помогало да и ветер не мешал.

Хорошо отдохнув, полюбовавшись окрестностями и видом с высоты спустился вниз к каяку, благо его никто не упер (кому он нужен?) и волной от катера не смыло. О волнах скажу отдельно: сначала страшно, потом весело. Первую волну от катера встречал с полной серйозностю и опаской. Нос строго перпендикулярно волне весла наготове. Оказалось: первую волну режет легко, дальше слегка качка вверх-вниз. В дальнейшем принимал и под углом и бортом – достаточно успешно. Не захлёстывало, не заливало. Бортом конечно страшновато, но терпимо. Идя дальше начинают все виды приедаться и уже меньше «ух-ты», но все же после с. Радичева, ближе к с. Разлетам есть прекрасный 2,5 км прямой участок, шириной около 100 м., который дает во всю насладится величием реки. Здесь же находится Гидрологический пост с. Разлёты, с которого берут замер уровняв воды (и действительно берут), и может еще какие то измерения. Конечно состояние – унылое, но все же что то да осталось. От сюда 4 км до «конца» маршрута пройдены за 45 мин.

« Предыдущая123Следующая »
 

Загрузка...
Обсудить на форуме
Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (4)

asi2007@ukr.net14:18 27.09.2020# 
Спасибо за обзор)
Удачных походов!
Shyrik27ua18:40 28.09.2020# 
Спасибо, взаимно.
VladimrK211:31 28.09.2020# 
Красивая река, интересный рассказ. Спасибо!
Shyrik27ua18:43 28.09.2020# 
Спасибо. Река и ее окрестности действительно красивы и довольно насыщены как в природном разнообразии так и в исторически значимых местах. Не хватило терпения выложить больше фото.
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 512mb за один раз

RSS подписка