Напомните мне пароль
08.03.2018Mikle

Поход самарских каякеров из Феодоссии в Севастополь


Примечание: Все упомянутые объекты лучше всего смотреть на картах http://wikimapia.org .

 Ссылка на примерную карту маршрута – здесь.

Идея похода витала давно, но окончательно решили идти только за 2 недели до начала похода, в конце августа 2017. Цель похода: опробовать наши морские каяки собственно на море, посмотреть Крым с воды + сходить в небольшие радиальные походы по местным достопримечательностям.

Участники похода и их лодки: Юра на красном одиночном каяке  Риот Британи, Олег на белом Кортике, я с Катей на новой голубой двойке Аделаида производства Тольмарин, и наш давний друг Денис, который сначала собирался на одиночке, но потом решил взять старую прокатную двойку – разборную оранжевую Аделаиду (2012г выпуска), на которую пригласил матросом друга Кати Лешу. Т.е. 6 чел на 2 двойках и 2 одиночках.

За 10 дней до старта экспедиции мы транспортной компанией Скиф-Карго отправили оставшиеся 3 каяка (для защиты обмотав их 4мм изоляционными пенками и туристическими ковриками), которые компания забрала прямо от порога, т.е. от паркинга. Разборный белый Кортик в разобранном состоянии занимал очень мало места, но из-за неразборной голубой Аделаиды нам для забора груза подали достаточно длинный (6м) фургон.

 Денис с семьей стартовал на неделю раньше, погрузил на багажник своего авто выбранную разборную лодку и укатил. Лодка требовала мелкого ремонта, о чем я сообщил Денису. Мне казалось, он услышал, и я надеялся, что когда мы прибудем к старту – лодка будет уже отремонтирована и собрана, а экипаж Дениса – на ней уже потренируется: перед стартом экспедиции я настоятельно просил всех осваивать эскимосский переворот. Надо сказать, что некоторые участники прислушались к моим просьбам: Юра вспомнил эскимос (в прошлом году делал, в этом сначала не пошло), а Олег – в кратчайшие сроки (за неделю до похода) научился с нуля. Я попросил Лешу приехать в Крым пораньше, чтобы потренироваться с Денисом.

В итоге Леша с Олегом поехали в Крым поездом по единому билету 11 сентября, а я, Катя и Юра – 13 сентября. На 15 был назначен старт.

День 1: 15 сентября. Поезд – паром. Чайки и дельфины, сопровождающие наш корабль, теплое солнце, легкий ветерок - красота! 

(Разумеется, перед стартом мы, как положено, оформили разрешение в погранслужбе Феодоссии. Точнее, разрешение оформил прибывший заранее Олег. Нашим лодкам были присвоены кодовые номера, которые мы называли каждый раз при оформлении разрешения на выход по маршруту. Разрешение оформляется не менее чем за 4 часа до выхода, т.е., по факту – накануне вечером. После прибытия на место ночевки – нужно также сообщать в погранслужбу о завершении дневного маршрута)

Погода в момент старта – легкий ветерок, небольшой прибой, небольшая волна.

 

Маршрут: Феодоссия, пос. Береговое (16-15)– м. св. Ильи – м. Киик-Атлама (п-ов Орджоникидзе) – пляж у авто-кемпинга рядом с м. Хамелеон (19-30).  22 км.

Сразу после старта я пытался собрать группу, чтобы она шла вместе, но быстро выяснилось, что экипаж Дениса на оранжевой Аделаиде (далее для краткости – «Оранжевые» ) – сильно отстают. Попробовал подправить им технику гребли – но тщетно. Дошли до м. Кияик-Атлама., провели там пол-часа, пофотографировали, подождали Оранжевых, затем еще была короткая остановка на фото. Темнеет в Крыму быстро – в 19-30, когда мы финишировали – было уже темно. Оранжевым удалось на коротком участке отстать от нас на 40 мин! Как – ума не приложу, похоже что не гребли. Интересно, что к вечеру была небольшая (около 50см) прибойная волна –видимо зыбь от далекого ветра. В этот день сразу понял одну из особенностей Крыма, по сравнению с нашей Волгой – очень мало дров на стоянках, возможностей для костра практически нет!

День 2: 16 сентября. м. Хамелеон (10-00) –осмотр массива Карадаг - пос. Курортное (обед, 14-00-17-30)-бухта Бугаз, пос. Бугаз (19-00). 26 км, 48 км всего.

С погодой нам повезло – почти штиль, мы прошли вплотную к массиву Карадаг, пофоткали, я, Денис и Юра – немного поныряли. Юра запускал свой квадрокоптер. Было очень здорово подробно с воды осмотреть эти места. 

Я пытался снимать своей пленочной Мамией-7, но меня сильно торопили, что имело в итоге очень плохие последствия: видимо в суете я плохо закрыл герму для аппарата, которая для оперативности съемки путешествовала на деке каяка – вечером, ложась спать и достав аппарат – обнаружил в герме 2 см воды! Стало ясно, что дорогой фотоаппарат-приказал долго жить:((.

На финиш наша группа – мы с Катей, Олег, Юра – пришли около 19-00, Оранжевые пришли примерно через полтора часа. Стало ясно, что с этим нужно что-то делать, и на следующий день я посадил к себе в лодку самого мало-опытного члена похода – Лешу, в надежде научить грести. Катя села к Денису. Еще выяснилось, что экипаж Оранжевых даже не думал заниматься ремонтом лодки. Однако Леша предложил мне посмотреть залитый фотоаппарат в обмен на ремонт лодки, на что я сразу согласился. Правда я со своей задачей быстро справился, а вот Леша- увы, против морской воды оказался бессилен.

 

Несколько слов о пос. Бугаз – месте второй ночевки: первоначально я предлагал ночевать на небольшом микро-пляжике, окруженном со всех сторон скалами, в одной из микро-бухт после пос. Прибрежное. Конечно в случае шторма пляжик превратился бы в западню, но при хорошей погоде – очаровательное уединенное место. Но коллектив видимо испугался размеров пляжика, и мы устроились в Бугазе. Поселок ничем не примечателен, кроме уникального объекта, напоминающего авангардную инсталляцию, который я назвал «Памятник несбывшимся надеждам»: это странное сооружение из штукатурки, дерева и железо - бетона, претендующее на звание «копия флагмана английского флота 17 века», см. здесь: http://nts-tv.com/rubriki/lyudi/14633/17912/ ! Сооружение поражает как весьма экзотическими для судостроения материалами, так и тримаранной схемой днища (не слышал, чтобы в 17 веке строили тримараны!), а особенно – размерами вбуханных в это дело средств и безнадежностью дела.

 

День 3: 17 сентября. пос Бугаз (9-30) – м. Меганом, фридайвинг у скал в Акульей бухте–-курс на г. Алчак-кая, небольшой серфинг на попутной волне, Судакская бухта,  обед (14-00-17-30) в Судаке (причалили у местного п. проката каяков), осмотр с воды Генуэзской крепости – м. Капчик, Голубая бухта, Царский пляж. (18-30). 22 км, 70 км всего.

В этот день я взял на обучение Лешу, Катя пересела к Денису. Попробовал подправить Леше технику, но видимо дело все-таки не только в Леше было: Денис с Катей тоже начали отставать!

При ближайшем исследовании вопроса оказалось, что Денис хорошо умеет расслабляться: медленные, неторопливые движения веслом далеко от борта, в лучших традициях «Олд-скул» техники на «Таймене-2»! В общем, человек неторопливо (крайне неторопливо) созерцал окружающий мир, несмотря на мои протесты... Впрочем, погода пока позволяла расслабляться.

Несмотря на штиль, около м. Меганом к нам пришли удобные длинные волны, на которых мы с Лешей неплохо посерфили. Далее был волшебный дайвинг в Акульей бухте м. Меганом: лодки вытащили на скалу, с которой начали нырять. Глубина у скал, вертикально обрывающихся в море – около 15м, чистая, прозрачная вода, много мелких рыб, медуз, мидий, красота, которую можно встретить только в таких диких местах! Денису из подводного ружья удалось подстрелить на ужин рыбу-клоуна. Также насобирали мидий. Олег не нырял, вместо этого демонстрировал уверенный эскимос своего Кортика со всем барахлом внутри...

Контраст этого волшебного места с пляжами у санаториев, с их мутной водой – столь разителен, что кажется, будто они находятся на разных водоемах и в разных частях континента!

На ночевку встали в еще одном красивом месте – Царский пляж,  Голубая бухта, с 3 сторон окруженная горами и скалами, обрывающимися в воду. В этом месте – заповедник (мне показалось, что все побережье Крыма делится на 3 вида: 
а) заповедники с красивой природой и чистой водой, 
б) унылые и бесконечные в своем однообразии маленькие санаторные пляжи, окруженные, как правило, бетонными молами, хаотично разбросанным строительным мусором и т.д., с мутной водой, в которой трудно обнаружить признаки жизни) и
в) нечто среднее между а) и б) – дикий пляж рядом с небольшим населенным пунктом, «окультуренный» кафешкой с какой-нить мерзейшей попсятиной в качестве «музыки»).

День 4: 18 сентября. Дневка в Голубой бухте, походы на г. Караул-Лаба, урочище древних Тавров, каменный лабиринт и каменная лестница, походы в пос. Новый Свет. Пол дня я, Денис и Юра – лазили по горам – на вершину Караул-Лабы, в урочище древних Тавров. Олег, Юра и Катя –в это время сторожили лагерь и немного потренировались эскимосить. Затем мы поменялись местами. Точнее говоря, после обеда пробовал эскимосить только я (взял у Олега Кортик)– к своему удивлению, обнаружил, что эскимос пошел очень натужно (даже 2 раза отстреливался!) после долгого перерыва! Т.ч. каякерские навыки требуют регулярных тренировок. Через несколько дней, уже в бухте Инжир – опять пошел тренироваться – уже на порядок проще все прошло, как будто я тренировался на совершенно разных каяках (хотя каяк был один и тот же – взятый у Олега Кортик). Вечером по живописной горной тропе прогулялся до пос. Новый Свет, посетил местный рынок, который работает аж до 21-00! Новый Свет – IMHO – очень приятное местечко..

День 5: 19 сентября. (11-00) Голубая бухта – пос. Малореченское (16-30) (с 2 остановками по 30 мин), мне удалось сходить в Музей Морских Катастроф. – (18-00) –окраина Алушты (пос. Семидворье) (19-30), ночевка на окраине поселка, маленький каменистый пляжик. 38 км, 108 км всего.

Этот день запомнился полным штилем на море (такое редко бывает), а также тем, что после коротких переходов в 22-26км и дневки– удалось, наконец, размять свои мышцы и погрести немного больше. Интересна была экскурсия в Музей Морских Катастроф, жаль мало было времени. Негативный же момент состоял в том, что некоторые из нас в тот день отравились: Олег – днем, я – ближе к вечеру.

День 6: 20 сентября. (10-00) Семидворье – Алушта, обед (11-00 – 14-00) – Медведь-гора (осмотр с моря) – Скалы Аделары (17-30) – дальняя от скал окраина Гурзуфа, закрытый пляж санатория, ночевка (18-00). 28 км, 136 км всего.

В этот день, также как и ранее у м. Меганом – была чудесная нырялка у выступающей из воды подводной скалы недалеко от Партенита, на которую мы затащили каяки. Глубина в этом месте была около 10м, вода чистая и прозрачная, ближе ко дну – множество рыб. Юра поймал рапанов.

День 7: 21 сентября. Перебрались с утра чуть назад - на территорию пляжа у проката каяков в Гурзуфе. Дневка, поход на г. Роман-Кош и на беседку 7 ветров.

 

Это был день пешки! Около 4-5 часов лезли на г Роман-Кош (1550м, самая высокая точка Крыма), затем сходили на соседнюю вершину – где Беседка ветров. На верху – красота, сильно жалел о почившей в бозе Мамие (цифро-зеркалка Nikon D90 по сравнению с ней – просто мыльница...) Спустились уже затемно. На ночь нас любезно приютили на своем пляже ребята из местного гурзуфского каяк-центра.

День 8: 22 сентября. Ветер усилился. В Каяк-центре Гурзуфа нам не советовали выходить на маршрут из-за сильного отжимного ветра. Но я рассудил, что отжимной ветер нам особо не страшен, если мы будем идти близко к берегу, т.к. в наших руках современные морские каяки с низкой парусностью корпуса и хорошими ходовыми качествами. В 10-00 вышли, шли близко к берегу, по мыскам, наиболее сложный участок – у порта Ялты – пришлось чуть отойти от берега и попасть под ветер, но справились, пригнувшись к деке каяков. Причалили к массандровскому городскому пляжу (11-30). 11-30 – 15-30 – эскурсии по Ялте, обед. Я покормил крокодилов в местном крокодиляриуме. 15-30 – 17-00 – Ялта – Ласточкино гнездо. Сходили вместе с Олегом за мысс за Ласточкиным гнездом – решили, что ветер и волна там не подойдут для остальных экипажей и нужно ставиться на ночлег. Видимо – зря, лучше было пробиваться сквозь ветер и волны:). Олег договорился о ночевке с охраной санатория в бухте у Ласточкина гнезда, уже поставили палатки – прибегает охрана – говорит – нельзя, начальство запретило! (До этого – начальник охраны – разрешил) Ссылки на законодательство РФ и погодные условия не возымели значения. Я сразу предложил, пока светло – отойти чуть назад и встать там, но команда решила продолжить бесплодный диалог с охраной. В итоге затемно, в 21-00 вернулись чуть назад – к санаторию Курпаты. Катя уехала на теплоходе смотреть ночную Ялту, позже Алексей пошел ее сопровождать. 23 км, 159 км всего.

День 10: 24 сентября. Дневка. Катя с Алексеем остались в лагере сторожить лодки, мы поехали автобусом обратно в Мисхор - на Айпетри. На Айпетри поднялись на фуникулере – обратно – по чудесной Мисхорской тропе – красивые виды, чистый воздух, вековые сосны... Наверху на плато – сходили на экскурсию в карстовую пещеру.

День 11: 25 сентября. Симеиз-бухта Инжир. Вечером накануне внимательно и по разным серверам смотрел прогнозы ветра и волнения – на ближайшие несколько дней по всем прогнозам – штормовая погода, ветер западный -северо-западный до 11 м/c, вдали от берега – волны до 5м амплитудой. При этом нам еще предстояло пройти зону сплошных скал м. Айя. На 25 – прогноз был относительно благоприятный, но позже – несколько дней подряд ветер до 10-12 м/c весь день. Я решил, что 25 – это наш последний шанс, подъем объявил на 6-00.  На наше счастье, в самый последний момент – в момент выхода (8-00) - нам дали разрешение на проход объекта «Заря» в обычном режиме, без необходимости обхода его за 12 км от берега. Море с утра тоже нам благоволило, прошли спокойно. В Форосе (ок. 11-00) пристали к берегу для закупки продовольствия, дальше без остановок дошли до Ласпийской бухты, где приняли решение двигаться дальше – до пляжей бухты Инжир.

На участке от Симеиза до м. Сарыч был попутный ветер и попутная волна амплитудой от 50 до 100см,  на которой мы неплохо посерфили. Оранжевые решили в очередной раз предаться неге и созерцанию и раскрыли пляжный зонтик, который нашли накануне. Тем самым, была наглядно продемонстрирована сомнительность применения на каяках парусного вооружения: серфить оказалось намного быстрее, и Оранжевые тут же от нас отстали. Таким образом, серфинг выигрывает перед парусом для попутных ветров, а использовать на каяках парусное вооружение для хода в лавировку – вообще смысла нет (за исключением случая, когда из каяка делается полноценный парусный тримаран. Впрочем, при этом каяк перестает быть каяком).

 

В Ласпийской бухте меня по тел. связи раз 6 вызывали пограничники – интересовались, не думаем ли мы идти в запрещенные квадраты, не нарушали ли мы чего при проходе объекта «Заря», как близко и почему его прошли и т.д. Когда мы подошли, чтобы сфотографироваться, к борту стоящего на рейде сухогруза – погранцы нас сразу попросили отойти:).

 

Далее мы обогнули скалы м. Айя. Погода в этот день за м. Айя была хорошая – скалы экраировали ветер, море было спокойное, мы заплывали в гроты в скалах. Остановились на пляже Инжир Дальний, а точнее, на одном из пляжиков у скалы, в простонародье называемой «Жопа» из-за соотв. формы:). Место там чудесное: чистая вода, скалы, уходящий вверх в гору сосновый лес, а на пригорке – небольшой «дикий» палаточный городок, куда желающие отдохнуть приезжают аж из Сибири, не говоря уже о Москве и Питере, и остаются тут на длительный срок. Стало ясно, что у нас 1 дневкой тут тоже дело не ограничится:).

 

 38 км, 210 км всего.

День 12: 26 сентября. Дневка. С утра Денис и Юра пошли в пеший поход от нашего пляжа на Инжире до Ласпийской бухты, которую мы прошли вчера на каяках. Олег решил подправить угнетаемое невесть откуда взявшейся простудой здоровье – и завернулся в походный подвесной гамак, я, Катя и Леша остались в лагере праздно проводить время, отдыхать, купаться, упражняться на каяке и объяснять желающим покататься на каяках азы сего занятия. Вечером я попробовал постичь особенности морской рыбалки, использовав для этого бомбарду. Я понял, что эта штуковина позволяет забрасывать далеко, но вот как чувствовать с ней поклевку – осталось для меня загадкой. На крючок за 2 часа клюнула сначала большая скорпена – ушла, пока я долго ее рассматривал и решал, что с ней делать, затем краб, а после – еще 1 скорпена.. В общем – тайны морской рыбалки пока оказались для меня не раскрыты. 

 

День 13: 27 сентября. Дневка. Я, Катя и Леша – пошли по стопам Дениса и Юры в поход по Севастопольской тропе до Ласпийской бухты. Идти пешком по пересеченной местности было значительно медленнее и требовало много больше усилий, чем преодоление этого же расстояния на каяках позавчера. Но великолепные виды сверху на море, Балаклавскую бухту и видневшийся вдалеке Севастополь, а также на урочище Затерянный мир и Ласпийскую бухту – того стоили! Однако в отличие от Юры с Денисом – вернуться назад засветло (для этого нужно было на попутке доехать из Ласпийской бухты до Балаклавы, а оттуда – водным такси на моторном баркасе – до нашего пляжа)  - нам не удалось. Помешал наш слишком поздний выход на маршрут и слишком большое количество фоток на память, которыми увлеклись Леша с Катей, несмотря на мои протесты и пугание  штормами на завтра. В результате до Балаклавы мы доехали на попутке, а там пришлось заночевать в мотеле. Мне стало ясно, что ранний утренний выход на маршрут завтра нам не светит, и попадание в хорошую волну – действительно, крайне вероятно, о чем я и сообщил компаньонам.   

День 14: 28 сентября. Бухта Инжир – Балаклавская бухта – пляж Яшмовый у Георгиевского монастыря. Как я и предполагал, из-за нашего позднего возвращения с вчерашнего похода в Ласпийскую бухту – вышли на маршрут поздно, в 13-00. К этому моменту уже поднялся ветер, волна – все в соответствии с прогнозными ожиданиями. Тем не менее, идти на каяке было на порядок комфортнее, чем на моторном баркасе - водном такси, на котором мы возвращались после ночевки в мотеле Балаклавы (тот баркас сильно мотало во все стороны, людям с плохой вестибуляркой можно было только посочувствовать).

 Ветер резко усилился при подходе к Балаклквской бухте, отдельные порывы были явно существенно сильнее 10 м/с. Интересно, что от нашего пляжа до Балаклавской бухты мы дошли практически одновременно с моторным баркасом, который шел по тому же маршруту.

 

В самой бухте осмотрели туннель в горе для подводных лодок, подошли к стоянке проката каяков. Опасаясь замерзнуть на сильном ветру - высаживаться на берег не стали – пошли дальше по маршруту в сторону мыса Фиолент и Севастополя. На мысах были видны приличные волны, ударявшие в берег. У пляжа Васили сразу после Балаклавы была последняя возможность остановиться перед последующим проходом вдоль скал длиной несколько км, без возможности высадки, но я решил, что мы справимся.

Дальнейшее я изложу подробно, т.к. это непосредственно относится к морской практике на каяках. Ветер и волны по мере дальнейшего продвижения все усиливались, но поворачивать было уже поздно. Отдельные волны, приходящие с открытого моря, достигали амплитуды 2м или даже более (были сопоставимы с размером стены в помещении). Отраженные от скал волны создавали болтанку, тем не менее, мы шли достаточно близко (ок. 50м) к скалам, спасаясь от сильного ветра на более далеком расстоянии. Конечно, это было ошибочное решение – в случае оверкиля времени на возврат в каяк (при неудачном эскимосе, который был наиболее вероятным для нас исходом при оверкиле, т.к. мы не тренировались с Катей эскимосить нашу двойку) – не было бы. Короче говоря, чуть выиграли в ветре, но проиграли в безопасности, идя так близко к скалам. И болтанка тоже была сильнее у скал, хотя могло быть и хуже, если бы волны отражались больше не по касательной, а под прямым углом от скал. Преимущественное направление распространения волны – задне-боковое. Однако когда только отошли от Балаклавы – со стороны Балаклавской бухты в наш правый бор дунул мощный порыв ветра, который за наши тушки начал валить лодку на левый борт. Я сразу скомандовал «креним направо» - выровнялись, но в дальнейшем, возможно от страха, Катя продолжала периодически давать небольшой крен вправо.

 

Наиболее жесткими волновые условия были у м. Кая-Баши примерно в 3км от Балаклавской бухты: пришедшие с моря и отраженные от скал волны создавали крупную толчею, приходилось внимательно работать веслами. В пришедшие с открытого моря большие волны я для повышения остойчивости лодки делал поддержку тыльной стороной весла, т.ч. в некоторые моменты Катя гребла даже больше меня (честно говоря, в качестве основного весла у меня была карбоновая ложка от Ватерлоджи, и поддержка тыльной стороной – была наиболее доступным видом поддержки с этим веслом. Недорогих же морских весел нормальных размеров типа Вернера – у нас, к сожалению, пока не продают).

 

В целом, наша лодка была вполне остойчива на волнах и устойчива на курсе - думаю что современное рулевое управление от Тольмарина этому способствовало.  Однако чисто психологически – идти по таким волнам, да еще недалеко от скал, без возможности экстренной высадки – было тяжело: соответствующего опыта у нас до сих пор не было (хотя у меня и был опыт прохождения короткого участка по Жигулевскому морю в штормовую погоду, с волнами с барашками амплитудой до 1.5м. Но тогда моим напарником была не Катя, а опытный гребец Александр из Тольятти. Да и ветер тогда был послабже).  

Наконец нам удалось добраться до бухты в которой находится Яшмовый пляж, и мы приступили к чалке. Я выбрал место в начале пляжа между двух кусков скалы на берегу. Надо сказать, что у нас на Волге Катя довольно долго вылезает из каяка, но на море в этом плане она проявила себя молодцом. Вот и в этот раз, как только наш каяк волной вынесло на берег – мы мгновенно сдернули юбки и покинули каяк (мы чалились первыми и помочь нам было некому). Тут же мы подхватили каяк и потащили его подальше от воды, однако набежавшей сзади большой волне удалось частично залить задний кокпит. Здесь проявилась моя первая ошибка: мы чалились на средней волне, а нужно было подождать волну покрупнее, чтобы проехать подальше на берег. Тем не менее, я протащил каяк с частично залитым задним кокпитом достаточно далеко (как мне казалось) от воды, и решил в качестве отдыха перед тем, как протащить его еще дальше – сначала помочь чалиться Олегу, который шел сразу за нами. Это была ошибка номер два: нужно было попросить Олега подождать с чалкой, а самому сначала закончить со своей лодкой. В общем, пока я помогал чалиться Олегу – набежали большие волны, подхватили нашу надежно лежащую (как мне казалось) на берегу лодку – и швырнули на рядом расположенный кусок скалы на берегу. Потом, после осмотра – оказалось, что в днище заднего кокпита – небольшая пробоина. К счастью, я взял с собой в поход очень подходящую для этих целей 100-мл емкость с эпоксидной смолой быстрого (6ч) отверждения и кусок стеклоткани, поэтому без проблем заделал этим же вечером пробоину, наклеив изнутри заплатку из 5 слоев стеклоткани и прикатав пальцем в латексной перчатке, которая тоже была заранее взята. В целом, залатать каяк в походных условиях оказалось не намного сложнее, чем залатать проколовшуюся камеру на велосипеде, хотя и несколько дольше по времени.

 

Через некоторое время появился Юра – я жестами показал ему – чалиться в стороне правее от нас – отдыхающие на берегу представители местного проката каяков (который в этот день как раз свертывал работу) подсказали, что там меньше волна и лучше берег. К моему удивлению, сразу после Юры – показались Оранжевые!

 

Я думал что они отстанут больше, и вообще сильно за них опасался, но они в этот раз, наконец, собрались, когда поняли, что дело пахнет керосином, и налегли на весла! Помогли зачалиться Юре и Оранжевым – на этом приключения этого дня были закончены.

За день: 12 км, 222 км всего.

 День 14: 29 сентября. Дневка у Яшмового пляжа. Этот день выдался не столь ветреным, как вчера, но с учетом возможного усиления ветра за м. Фиолент и особенно за м. Херсонес (ближе к финишу) – решено было его использовать как запасной. Ребята пошли кто куда по разным экскурсиям, а я остался дежурным в лагере. Ближе к полудню в бухте появились каяки! Это была коммерческая группа, ведомая опытным каякером-инструктором из Yeti kayaks Дмитрием Соболевым. Дмитрий сначала зачалился сам (в том же месте, где вчера чалился Юра и Оранжевые), а затем по - очереди зачалил всех своих подопечных (глядя на их неторопливую чалку, через достаточно большие интервалы – мне стала особенно наглядна моя вчерашняя ошибка). Познакомились с Димой. Он поделился своим богатым каякерским и инструкторским опытом. В частности, Дима рассказал, что он сплошь и рядом успешно спасает перевернувшихся клиентов Т-способом! До этого я, честно говоря, не очень верил в практическую ценность освоения этого элемента, делая больше ставку на эскимос. Это было моей ошибкой! (Слава провидению, у нас никто не килялся, но тем не менее...) Взял это себе на заметку, и в следующем году будем обязательно тренировать Т-способ спасения (по крайней мере, это будет обязательным для всех, кто соберется в следующий морской поход, если мы опять его замутим). Также Дима сел в новый для себя каяк Кортик и показал мастер-класс управления каяком, часть которого я записал на видео. После Дима отметил, что Кортик устойчив на волне и отлично управляется рулем, но недостаточно хорошо управляется кренами – что было вполне ожидаемо с теоретической точки зрения – это плата за высокую начальную остойчивость. 

День 15: 30 сентября. Яшмовый пляж- Севастополь (солдатский пляж).

Море успокоилось, и в 11 часов мы вышли к Севастополю. У м. Фиолент в 1.5 км от Яшмового пляжа – отмели, подводные скалы, на которых образуются опрокидывающиеся волны, когда волна проходит этот участок. Пришлось обходить м. Фиолент подальше от берега. При этом немного посерфили на попутных волнах. К сожалению, Катя решила вместо каякинга погулять по Севастополю, поэтому мне пришлось идти одному на Аделаиде и вместо отличного серфинга вдвоем – было его жалкое подобие в одиночку. За м. Фиолент, примерно в 4 км от Яшмового пляжа – живописный грот Дианы, через который мы прошли несколько раз, маневрируя между камней у входа в грот и стенками скалы. Далее – почти 12 км долгого обрывистого берега до м. Херсонес.

 

За м. Херсонес были видны волны с барашками, пришедшие с севера-северо-востока. Юра предложил не идти в барашки, но я предложил попробовать, Олег поддержал предложение. Завернули за м. Херсонес – ветер резко усилился, а опрокидывающиеся волны в этом месте были связаны не только и не столько с ветром, сколько с малыми глубинами – в этом месте берег и дно выполаживаются. Против ветра было идти ощутимо тяжело, а если точнее – лично мне одному на двойке было идти этот участок явно не в кайф – приходилось сильно упираться в ножной и бедренный упор правой ногой, дабы удерживать каяк от разворота на ветру и на крутых волнах. Здесь в очередной раз проявилось отличие моря от наших волжских акваторий: на Волге идти в одиночку на Аделаиде я мог без особых проблем. На море же открылась очевидная истина: морские путешествия на экспедиционном каяке-двойке – вдвоем в кайф, а в одиночку – можно, но ощущения уже не те.  

Наконец, мы достигли Песчаной бухты, в ней – Адмиральской лагуны и там – Солдатского пляжа, о котором мне рассказали еще на Яшмовом пляже, как о возможном месте высадки. Здесь и финишировали. 

===============================

Итого: 245км, 10 ходовых дней, 6 дневок

Выводы:

 

Наш поход включал не только морскую часть, но и пешки. Тем не менее, это все-таки был поход на морских каяках, и как мне кажется, он многое нам дал в плане морской практики (да и теории, я думаю – тоже). Хотелось бы поделиться собственными краткими выводами на сей счет (как по морской практике, так и по организационной части):

 

 

  1. С использованием современных морских каяков - дневной пробег может быть значительно (в 1.5 -2 раза!) увеличен, по сравнению с теми 25 км, что были у нас (и при этом с охранением разной культурно-развлекательной программы типа нырялки, фото и видео-съемки и коротких экскурсий на берег). Для этого нужны 3 условия:

    а) все участники похода должны иметь достаточную подготовку,

    б) все участники похода должны этого хотеть,

    в) обеденное время на берегу должно быть ограничено, по сравнению с тем, что у нас было: зарядка акумов для квадрокоптера, походы по кафешкам, и прочая «береговая» программа у нас занимали не менее 4 часов времени. Парадокс: приготовление обеда своими силами заняло бы меньше времени:)
     
  2. Как ни банально это звучит, но море – это не ближайшая малая речка, и поход по морю – для увеличения как безопасности, так и кайфа от самого похода - требует предварительной подготовки, как технической, так и организационной. Участники, которые легкомысленно относятся к такой подготовке и готовятся больше к «созерцанию» - не правы! Задача руководителя похода – сделать так, чтобы весь коллектив проникся идеей предварительной подготовки. А тех, кто злостно отлынивает – не брать, или брать с них расписку – что они идут в самостоятельный, отдельный от группы поход со всеми вытекающими. В реальности – некоторые участники походов тратят на общение в интернете на порядок больше времени, чем на тренировки. Т.ч. это не вопрос времени – а вопрос дисциплины + некоторой бравады – мол, мне море по колено, нахрен тренироваться !
     
  3. Отсутствие тренировок Т-способа спасения – это ошибка. Нужно тренировать не только эскимос, но и Т – способ.
     
  4. К скалам слишком близко не подходить, даже если волновые условия позволяют – чтобы было время на Т – способ спасения. На маршруте – заранее предусмотреть несколько запасных точек выброски. Во время сильного волнения – идти компактной группой.
     
  5. При чалке лучше выбирать волну побольше, на которой выезжать подальше на берег, уносить после чалки каяк подальше от воды, чтобы его не достал даже «9-ый вал». Во время чалки группы – соблюдать временные интервалы! Если в бухте обстановка относительно спокойная – не торопиться и спокойно выбирать место для чалки получше.

 

Однако, подозреваю, что этот список может быть дополнен:).

 

 

 

паром через Керченский пролив
Загрузка...
 
паром через Керченский пролив
У мысса Кияик-Атлама
Загрузка...
 
У мысса Кияик-Атлама
Движемся на м. Хамелеон,
вдали виден массив Карадаг.
Загрузка...
 

Движемся на м. Хамелеон, вдали виден массив Карадаг.

мыс Хамелеон
Загрузка...
 

мыс Хамелеон

Все в сборе (съемка с
борта нашей лодки). На траверзе Коктебеля
Загрузка...
 

Все в сборе (съемка с борта нашей лодки). На траверзе Коктебеля

У Карадага
Загрузка...
 
У Карадага
У Карадага
Загрузка...
 
У Карадага
У Карадага
Загрузка...
 
У Карадага
На скалах у м. Меганом
(Акулья бухта)
Загрузка...
 

На скалах у м. Меганом (Акулья бухта)

Судак, Генуэзская
крепость
Загрузка...
 

Судак, Генуэзская крепость

« Предыдущая1234567Следующая »
 

Загрузка...
Обсудить на форуме
Поместить ссылку в: LiveJournal Facebook Twitter Google Bookmarks Google Reader MySpace Linked In Yahoo! Bookmarks ВКонтакте Мой мир на Мail.ru Одноклассники Яндекс.Закладки
 

Комментарии (8)

Имя пользователя04:49 09.03.2018# 
На фото с яшмового пляжа - это и есть те ужасные 5м волны? Жаль, не могу долезть до архивов погоды.

"При чалке лучше выбирать волну побольше" - не рекомендую.
Mikle03:19 10.03.2018# 
Нет, ну что вы:). Во-первых, я про 5 м никогда не писал (это меня с другим человеком спутали:)): 2м - было при прохождении мысов, по пути от Балаклавы (высота волны была примерно сопоставима с высотой стенки в комнате). Во-вторых, фото было сделано на след. день. В третьих - на Яшмовом пляже волна была явно значительно меньше, чем на мысах, т.к. волны шли "вскользь" по отношению к берегу, а Яшмовый пляж - в бухточке. И в четвертых - прогнозы не врут, в то время действительно было значительное волнение на Черном море (даже паромы через Керченский пролив не ходили - легко навести справки). Т.ч. волны высотой 5м - действительно были в тот период, но к нашему великому счастью - значительно дальше от берега, чем мы проходили, т.ч. наш опыт ограничился 2-мя метрами:). (Были бы 5 метров - меня, как руководителя похода - остальные участники бы съели с потрохами, даже если бы мы успешно прошли такие волны:). Народу и 2 метров хватило:)).
Mikle03:20 10.03.2018# 
Да, насчет чалки - разверните вашу мысль, плиз.
Имя пользователя04:04 10.03.2018# 
мысль очень простая, есть определенный порог высоты волны, до которого пофигу как чалиться. Но после этого порога, который как раз около 2-х метров, чалить груженую лодку на больших волнах никто не будет. Потому что цена ошибки будет больнее, вплоть до слома лодки. Поэтому сходят на малых волнах. Главное пройти зону слома. Ну а потом на большой волне можно или на поддержке доехать до суши, или выскочить и подтянуть, когда волна набегает на берег - когда лодка частично в воде, тащить ее легче. Есть места, где вообще не рекомендуют высаживаться при 2-х метрах. Обычно это пляжи с резким свалом глубины.
Аргумент про бухту принимается. Но как правило у страха еще и глаза велики.
Mikle20:15 24.03.2018# 
Сергей, а можно подробнее вот какой момент: допустим, дно не со слишком резким свалом, но тем не менее - не пологое - тогда как лучше чалиться? (ведь в этом случае выехать подальше на сушу на небольшой волне может оказаться проблематичным).

И еще 1 момент, моделируем ситуацию: идем по маршруту вдоль берега, волна и ветер по мере поворота за мысы - непрерывно усиливаются, и тенденция такова, что они могут в ближайшее время усилиться до уровня, превышающего возможности экипажей. Но в ближайших окрестностях - места для чалки - либо 100% неподходящие (скалы), либо не самые лучшие (достаточно каменистый берег на длительном протяжении), а до заранее намеченного места хорошей чалки - скажем, еще 10км идти. (подобные условия есть, например, возле мысса Тарханкут на Черном море). Вопрос: как лучше действовать в такой ситуации: все-таки чалиться, или продолжать искать место для лучшей чалки, рискуя при этом попасть в неприемлемые ветро-волновые условия? (Понятно, что зная прогнозы погоды - силу и направление ветра - можно стараться избежать такой ситуации, тем не менее - попасть в нее всегда возможно, хотя бы потому, что ни один прогноз не имеет достаточной точности).
Имя пользователя04:21 25.03.2018# 
Михаил, могу только сказать как я себя веду. У всех разное восприятие.

При прогнозе ветра больше 10 м/c я вообще никуда не иду. Это раз.
Два - на черном море везде населенка, так что никто не умрет. Так что можете генойствовать
Три. Прогноз погоды я узнаю заранее по телефону, морской рации, у местных. Спутника нет к сожалению.
Четыре. Если таки ветер вдувает, и негде высадится - я разворачиваюсь , и иду по ветру к месту предыдущей стоянки.
Пять. При волнении более метра и пляже со свалом, с голышами размером с голову вы имеете очнь высокие шансы повредить стеклянную лодку.
Шесть. Если ветер отжимной, я остаюсь у берега. Лучше сломаная лодка, чем купаться пару часов (не знаю, насколько это актуально в крыму).

Как правило, место высадки предаварительно разведывается из положения, где волны еще не ломаются. Если волна схлопывается моментально, как выстрел, это знак свала дна. Высокий шанс киля, если вас накроет сломом, и с берега смывать будет. В результате - весь ваш шмурдяк будет равномерно распределен по пляжу, включая вас.

Думайте. Каждый раз. Нет универсального решения.
ADS Dima05:18 24.03.2018# 
Отлично.великолепный отчет!согревает душу в эту холодную весеннюю пору.очень порадовало подведение итогов а также общие выводы.редко такие читал.эх как обидно осознавать сейчас,что мог составить Вам компанию- с отпуском поспешил.ну ничего,быть может все ещё впереди!
Mikle19:54 24.03.2018# 
Действительно, компанию составить еще вполне вероятно: на данный момент есть задумка сделать осенью этого года поход от пос. Черноморского, минуя мыс Тарханкут, до Коктебеля - с меньшим количеством радиальных выходов, с большими дневными пробегами, и с лучшей подготовкой участников (время для тренировок как в технике гребли, так и в эскимосских переворотах и Т-способе спасения еще есть).
написать новый комментарий

Имя*

E-mail (не показывается на сайте)

Комментарий*

Не загружайте за раз большое количество файлов, сервер принимает не больше 2mb за один раз

RSS подписка